3 марта 2017

Предложение об уравнивании ставок социальных взносов и НДС, которое приписывают министру экономического развития Максиму Орешкину, не поможет обелить зарплаты. Об этом «Известиям» заявила глава Счетной палаты Татьяна Голикова. Для обеления зарплат необходим не налоговый маневр, а изменение системы социального страхования, утверждает руководитель СП.

Предложение снизить ставку страховых взносов во внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования) с 30 до 21% и одновременно поднять НДС с нынешних 18 до 21% может разбалансировать систему социального страхования на долгое время, опасается Татьяна Голикова. Она сомневается, что федеральный бюджет сможет просубсидировать выпадающие поступления фондов за счет увеличения НДС.

21% это значит полная и на долгое время несбалансированная система социального страхования. Ее будет субсидировать бюджет за счет 21% НДС? Вряд ли. Я думаю, такого не будет, заявила «Известиям» Татьяна Голикова, добавив, что налоговый маневр 21/21 не поможет обелить зарплаты.

Впервые официально о проработке идей по сокращению прямой нагрузки на бизнес (страховые взносы) и увеличению косвенной (НДС) Антон Силуанов заявил в ноябре 2016 года в рамках форума Финансового университета. Хотя слухи о том, что ведомство занимается этой темой, ходили с лета прошлого года. Вместе с переходом Максима Орешкина из Минфина в Минэкономразвития идея перекочевала в другое ведомство. Как сообщали «Известиям» несколько источников правительстве и МЭР, в феврале глава Максим Орешкин представил идею налогового маневра первому вице-премьеру Игорю Шувалову.

По мнению Татьяны Голиковой, для обеления зарплат нужен не налоговый маневр, а другие изменения, в первую очередь в системе социального страхования, но связанные не только с размером ставок. Татьяна Голикова уверена, что нужно вначале определиться, стоит ли перекладывать некоторую часть страховых взносов с работодателей на работников. Она подчеркнула, что сегодня население платит за медицину и образование, но это скрытые платежи, которые «мы не видим».

До тех пор пока не будут выработаны предложения по общей сбалансированности систем, невозможно принимать вырванные из контекста решения только по ставке 21/21, заключила глава Счетной палаты.

Глава Счетной палаты поддержала позицию Минфина, социального блока и ряда экспертов, которые ранее увидели в налоговом маневре 21/21 серьезные риски. В середине февраля Антон Силуанов заявил, что увеличение НДС неизбежно приведет к ускорению инфляции. Тогда он привел расчеты экспертов: увеличение НДС на 1% может привести к увеличению инфляции на 0,5-0,7 п.п. Как ранее писали «Известия», социальный блок правительства, в свою очередь, опасается коллапса пенсионной системы при запуске такого маневра.

В Минэкономразвития от комментариев воздержались.

В пресс-службе Минтруда «Известиям» сообщили, что снижение тарифов страховых взносов «навряд ли поможет обелить зарплаты, но точно увеличит трансферты из федерального бюджета во внебюджетные фонды и отрицательно скажется на правах граждан, в том числе пенсионных».

Утверждать, что работодатели уходят в тень по причине текущего уровня тарифов страховых взносов, нельзя, уверен представитель Минтруда. Нелегальная занятость в основном сосредоточена в строительстве, торговле и бытовом обслуживании, сельском хозяйстве. В этих сферах присутствуют наличные расчеты, и организации в принципе уклоняются ото всех обязательных платежей, включая налоги.

Налоговый маневр 21/21 частично поможет обелить зарплаты, но будет и отрицательный эффект, полагает доцент кафедры финансового менеджмента, управленческого учета и международных стандартов финансовой деятельности Высшей школы финансов и менеджмента РАНХиГС Дмитрий Тихонов.

Я считаю, что некий эффект от такого налогового маневра будет, но есть и отрицательные моменты: если сейчас деньги поступают напрямую в фонды, то в случае реализации маневра государство будет брать повышенный НДС, а потом начнет направлять средства из бюджета в фонды. Это лишние перечисления, лишняя отчетность. К тому же повышение НДС до 21% приведет к росту цен и скачку инфляции, опасается он.

Маневр 21/21 поможет вывести из тени сотрудников среднего бизнеса, но не малого, отметил главный экономист БКС Владимир Тихомиров.

Работодатели среднего бизнеса охотнее пойдут на вывод своих сотрудник из тени при снижении налоговой нагрузки. Но у малого бизнеса всё равно не будет стимула, поскольку при выходе из тени у него увеличится бумажная нагрузка, считает Владимир Тихомиров.

С ним согласна профессор-исследователь департамента прикладной экономики НИУ ВШЭ Наталья Тихонова.

Главное зло это административная нагрузка на бизнес. Нужно ее снижать и наводить порядок, чтобы были трудовые инспекции, которые будут контролировать как работают организации, уверена эксперт.

Идея «фискальной девальвации» разрабатывалась в исследованиях Международного валютного фонда (МВФ), Еврокомиссии и Европейского центробанка (ЕЦБ). В 2011 году Евросоюз обсуждал ее для поддержки проблемных стран юга Европа (и решения проблем платежного баланса) и, в частности, Греции. Предполагалось, что маневр поможет поддержать экспорт. Однако идею так и не реализовали из-за высоких рисков.

Если налоговый маневр 21/21 всё же найдет поддержку в правительстве, то вступит в силу не ранее 2019 года, поскольку президент Владимир Путин ввел мораторий на изменение налогов до 2018 года. В текущем месяце предложения по изменению налогообложения могут быть включены в промежуточный вариант плана действий правительства по повышению темпов роста российской экономики на 20172025 годы, а в мае уже войдет в итоговый доклад.

Известия

Читайте также:

Шкала налога на доходы физических лиц останется плоской, но ставка вырастет

Фискальная девальвация: какие отрасли выигрывают от повышения НДС до 21% и снижения соцсборов до 21%

Эксперты подготовили предложения по росту НДФЛ до 17%

«Маневр 21» напугал соцблок

Комментарии (0)

Добавить комментарий