Предложение об уравнивании ставок социальных взносов и НДС, которое приписывают министру экономического развития Максиму Орешкину, не поможет обелить зарплаты. Об этом «Известиям» заявила глава Счетной палаты Татьяна Голикова. Для обеления зарплат необходим не налоговый маневр, а изменение системы социального страхования, утверждает руководитель СП.
Предложение снизить ставку страховых взносов во внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования) с 30 до 21% и одновременно поднять НДС с нынешних 18 до 21% может разбалансировать систему социального страхования на долгое время, опасается Татьяна Голикова. Она сомневается, что федеральный бюджет сможет просубсидировать выпадающие поступления фондов за счет увеличения НДС.
Впервые официально о проработке идей по сокращению прямой нагрузки на бизнес (страховые взносы) и увеличению косвенной (НДС) Антон Силуанов заявил в ноябре 2016 года в рамках форума Финансового университета. Хотя слухи о том, что ведомство занимается этой темой, ходили с лета прошлого года. Вместе с переходом Максима Орешкина из Минфина в Минэкономразвития идея перекочевала в другое ведомство. Как сообщали «Известиям» несколько источников правительстве и МЭР, в феврале глава Максим Орешкин представил идею налогового маневра первому вице-премьеру Игорю Шувалову.
По мнению Татьяны Голиковой, для обеления зарплат нужен не налоговый маневр, а другие изменения, в первую очередь в системе социального страхования, но связанные не только с размером ставок. Татьяна Голикова уверена, что нужно вначале определиться, стоит ли перекладывать некоторую часть страховых взносов с работодателей на работников. Она подчеркнула, что сегодня население платит за медицину и образование, но это скрытые платежи, которые «мы не видим».
— До тех пор пока не будут выработаны предложения по общей сбалансированности систем, невозможно принимать вырванные из контекста решения только по ставке 21/21, — заключила глава Счетной палаты.
Глава Счетной палаты поддержала позицию Минфина, социального блока и ряда экспертов, которые ранее увидели в налоговом маневре 21/21 серьезные риски. В середине февраля Антон Силуанов заявил, что увеличение НДС неизбежно приведет к ускорению инфляции. Тогда он привел расчеты экспертов: увеличение НДС на 1% может привести к увеличению инфляции на 0,5-0,7 п.п. Как ранее писали «Известия», социальный блок правительства, в свою очередь, опасается коллапса пенсионной системы при запуске такого маневра.
В Минэкономразвития от комментариев воздержались.
В пресс-службе Минтруда «Известиям» сообщили, что снижение тарифов страховых взносов «навряд ли поможет обелить зарплаты, но точно увеличит трансферты из федерального бюджета во внебюджетные фонды и отрицательно скажется на правах граждан, в том числе пенсионных».
— Утверждать, что работодатели уходят в тень по причине текущего уровня тарифов страховых взносов, нельзя, — уверен представитель Минтруда. — Нелегальная занятость в основном сосредоточена в строительстве, торговле и бытовом обслуживании, сельском хозяйстве. В этих сферах присутствуют наличные расчеты, и организации в принципе уклоняются ото всех обязательных платежей, включая налоги.
Налоговый маневр 21/21 частично поможет обелить зарплаты, но будет и отрицательный эффект, полагает доцент кафедры финансового менеджмента, управленческого учета и международных стандартов финансовой деятельности Высшей школы финансов и менеджмента РАНХиГС Дмитрий Тихонов.
— Я считаю, что некий эффект от такого налогового маневра будет, но есть и отрицательные моменты: если сейчас деньги поступают напрямую в фонды, то в случае реализации маневра государство будет брать повышенный НДС, а потом начнет направлять средства из бюджета в фонды. Это лишние перечисления, лишняя отчетность. К тому же повышение НДС до 21% приведет к росту цен и скачку инфляции, — опасается он.
Маневр 21/21 поможет вывести из тени сотрудников среднего бизнеса, но не малого, отметил главный экономист БКС Владимир Тихомиров.
— Работодатели среднего бизнеса охотнее пойдут на вывод своих сотрудник из тени при снижении налоговой нагрузки. Но у малого бизнеса всё равно не будет стимула, поскольку при выходе из тени у него увеличится бумажная нагрузка, — считает Владимир Тихомиров.
С ним согласна профессор-исследователь департамента прикладной экономики НИУ ВШЭ Наталья Тихонова.
— Главное зло — это административная нагрузка на бизнес. Нужно ее снижать и наводить порядок, чтобы были трудовые инспекции, которые будут контролировать как работают организации, — уверена эксперт.
Идея «фискальной девальвации» разрабатывалась в исследованиях Международного валютного фонда (МВФ), Еврокомиссии и Европейского центробанка (ЕЦБ). В 2011 году Евросоюз обсуждал ее для поддержки проблемных стран юга Европа (и решения проблем платежного баланса) и, в частности, Греции. Предполагалось, что маневр поможет поддержать экспорт. Однако идею так и не реализовали из-за высоких рисков.
Если налоговый маневр 21/21 всё же найдет поддержку в правительстве, то вступит в силу не ранее 2019 года, поскольку президент Владимир Путин ввел мораторий на изменение налогов до 2018 года. В текущем месяце предложения по изменению налогообложения могут быть включены в промежуточный вариант плана действий правительства по повышению темпов роста российской экономики на 2017–2025 годы, а в мае уже войдет в итоговый доклад.
Известия
Читайте также:
Шкала налога на доходы физических лиц останется плоской, но ставка вырастет
Фискальная девальвация: какие отрасли выигрывают от повышения НДС до 21% и снижения соцсборов до 21%
Эксперты подготовили предложения по росту НДФЛ до 17%
«Маневр 21» напугал соцблок
Комментарии (0)