12 октября 2016

Основные направления бюджетной политики (ОНБП), подготовленные Минфином, правительство рассмотрит 13 октября без положений о бюджетном правиле. Это следует из поручений бюджетной комиссии, с которыми ознакомились «Ведомости». Положения правила вызвали возражения у других министерств, депутатов и экспертов. Включать их в бюджетные документы преждевременно, отмечается в рекомендациях по итогам парламентских слушаний.

Бюджетное правило нужно для ограничения влияния на бюджет и экономику колебания нефтяных цен, считают в Минфине. А еще оно ограничивает расходы и формирует резервы.

Минэкономразвития фронтально ухудшило прогноз роста экономики

Прежнее бюджетное правило определяло расходы исходя из расчетной цены нефти (в среднем за несколько лет) плюс 1% ВВП. Дополнительные нефтегазовые доходы шли в резервный фонд. Правило неоднократно предлагали смягчить другие министерства и отраслевые лоббисты – Минфин был против. Тогда президент поддержал Минфин. Но после резкого снижения цен на нефть осенью 2015 г. Минфин уже сам оказался на другой стороне, и правило приостановили. Это дало дополнительную гибкость при определении расходов, объяснял замминистра финансов Максим Орешкин.

Новая версия правила должна заработать с 2020 г. (см. врез), когда первичный дефицит будет снижен до нуля. Но двигаться к нему Минфин предлагает уже в предстоящую трехлетку: предельные расходы бюджета определять как сумму ненефтегазовых доходов (около 9,6% ВВП), нефтегазовых доходов (исходя из цены на нефть $40/барр. – 5,5% ВВП), снижающегося дефицита, докапитализации ВЭБа и процентных расходов на госдолг. Траты из резервов устанавливаются законом о бюджете. Если доходы превысят расходы (за вычетом трат на обслуживание госдолга), резервы будут накапливаться. Пока этот подход не отражен в проектировках бюджета, знает чиновник.

Параметры правила не обсуждались ни с министерствами, ни с экспертами, говорит он, – были кулуарные обсуждения с ЦБ, декларативные заявления руководства Минфина, но не дискуссия. Очень бы хотелось, чтобы бюджетные правила рождались в ходе публичного обсуждения, соглашается председатель комитета Госдумы по бюджету Андрей Макаров.

В последней редакции Минфина правило нежизнеспособно, категоричен чиновник финансово-экономического блока, – оно нацелено исключительно на формирование резервов и будет сопровождаться резкими изменениями расходов и необходимостью ручного управления в неблагоприятных условиях. Нужно думать не только о бюджетной сбалансированности, но и о предсказуемости расходов на развитие, считает он.

Эта конструкция правила ориентирована исключительно на снижение влияния колебаний нефтяных цен на внутренние цены и курс, сводя бюджетную политику к обслуживанию задач денежно-кредитного регулирования, оценивает ректор РАНГХиГС Владимир Мау. Она не выглядит устойчивой в долгосрочной перспективе – сохранение привязки расходов к цене на нефть имеет смысл, если правила опираются на правдоподобную гипотезу, описывающую закономерности движения цен на нефть, объясняет он. Сформулированные предложения не решают проблему зависимости бюджета от нефтегазовых доходов и ужесточают бюджетную политику, категорична председатель Счетной палаты Татьяна Голикова. Правило – ключевое для определения среднесрочной перспективы бюджетной политики, защищается Орешкин.

В Минэкономразвития считают, что правило необходимо, но будут возражать против редакции Минфина. Определяя новые бюджетные правила, нужно учитывать динамику ненефтегазовых доходов (9,6% ВВП ежегодно, следует из ОНБП), говорит чиновник министерства: они меньше подвержены внешним изменениям в отличие от доходов от нефти и газа. Целесообразнее планировать несокращаемые расходы, в том числе с учетом динамики ненефтегазовых доходов, считает он, это обеспечит сбалансированность бюджета вне зависимости от изменения внешнеэкономической конъюнктуры.

Около 150 млрд рублей может принести рост собираемости налогов

Конструкция бюджетного правила будет обсуждаться на правительстве даже не вместе с бюджетом, а отдельно, полагает представитель Минфина: «Мы его только заявили, и может быть, что оно требует дополнительного обсуждения». Но методика формирования резервов должна появиться и должна быть описана, подчеркивает он. Важно понимать, что будет с этими резервами, чтобы не «заливать» потом ими экономику, предупреждает Мау: нужно предусмотреть, что будет с ними потом.

Прежние правила были слишком мягкими, а предложения Минфина восполняют этот недостаток, защищает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич: были бы прежние правила жесткими – больше бы накопили и не понадобилась бы консолидация. Не хотелось бы, чтобы новое правило повторило судьбу предыдущего, говорит Макаров: «До тех пор пока оно устраивало финансовый блок, т. е. когда оно не давало тратить деньги, оно было правилом. Когда оно перестало устраивать – оно правилом быть перестало».

ВЕДОМОСТИ

Выбор редактора

Комментарии (0)

Добавить комментарий