Новости

8.08.2025

Для российского бизнеса оптимизирован порядок получения лицензий и разрешений

Для российского бизнеса оптимизирован порядок получения лицензий и разрешений
Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон, закрепляющий сокращение сроков выдачи лицензий, разрешений, а также сокращение количества необходимых документов для их получения. Соответствующие изменения в 69 федеральных законов Минэкономразвития России подготовило по поручению заместителя председателя — руководителя аппарата Правительства Дмитрия Григоренко.
30.07.2025

В Коми стартует конкурс «Лучшие практики наставничества. Лучшие наставники Республики Коми»

В Коми стартует конкурс «Лучшие практики наставничества. Лучшие наставники Республики Коми»
Мероприятие организовано Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Коми в качестве стимула для развития движения наставничества, повышения социального статуса наставника, признания его роли в трансляции корпоративных ценностей и передаче знаний и опыта менее опытным работникам. Кроме того, конкурс призван способствовать обмену опытом и лучшими практиками наставничества в республике.
Заявки на участие в конкурсе принимаются с 1 августа по 15 сентября.

30.07.2025

На очередном заседании РТК обсудили новые законопроекты в сфере труда

На очередном заседании РТК обсудили новые законопроекты в сфере труда
25 июля 2025 года в режиме онлайн состоялось очередное заседание Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. На заседании были рассмотрены важные законопроекты и нормативные акты, затрагивающие сферу труда и связанные с ней экономические вопросы.

Что такое оценка регулирующего воздействия

Инициативы Правительства Российской Федерации в сфере совершенствования институтов в последние годы были неизменно направлены на создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, осуществления инвестиций, ограничение избыточного регулирования в экономике.

Важным компонентом работы по недопущению возникновения новых и снижению действующих барьеров для ведения предпринимательской деятельности в ряду мер общесистемного характера стал институт оценки регулирующего воздействия (далее также – ОРВ).

Оценка регулирующего воздействия, известная в мире как Regulatory Impact Analysis или Regulatory Impact Assessment (RIA), введенная в практику западноевропейских стран с 70-х годов XX века, проводится с целью определения и количественной оценки эффектов предлагаемого регулирования до того, как будет принято такое решение.

ОРВ – это набор процедур, позволяющий разработчику регулятивных решений в процессе подготовки законопроектов рассмотреть максимально широкий спектр возможных регулятивных мер, оценить затраты и выгоды как адресатов регулирования (предпринимателей, граждан), так и бюджетов всех уровней, предложить наиболее эффективное решение, а также оценить его возможные последствия. Институт оценки регулирующего воздействия является экономическим инструментом, структурированным в определенной системе процедур. Одним из важных элементов данной системы является процедура публичных консультаций.

Внедрение института ОРВ в правотворческую практику Российской Федерации было осуществлено Минэкономразвития России в середине 2010 года. Развитие новых институтов, таких как ОРВ и публичные консультации с представителями адресатов правового регулирования, неизменно основывалось на общепринятых принципах прозрачности процедур, широкого и свободного доступа к участию в них любых заинтересованных лиц, необходимости анализа всех возможных выгод и издержек адресатов регулирования, а также государства, необходимости оценки внешних эффектов и рисков, возникающих при принятии регулятивных решений.

2 июля 2013 г. принят Федеральный закон № 176-ФЗ, предусматривающий введение процедуры оценки регулирующего воздействия проектов актов и экспертизы действующих нормативных правовых актов в субъектах Российской Федерации с 1 января 2014 г. Это стало одним из ряда мероприятий, направленных на улучшение делового климата и повышение инвестиционной привлекательности регионов.

Согласно закону, порядок проведения оценки регулирующего воздействия на уровне субъектов Российской Федерации устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, методическое обеспечение деятельности по проведению ОРВ и экспертизы нормативных правовых актов осуществляется Минэкономразвития России. (см.http://adm.rkomi.ru/ в разделе "Оценка регулирующего воздействия"

Применение таких инструментов как ОРВ, проведение публичных консультаций, экспертизы позволяет достичь следующих результатов:

  • улучшить деловой климат и повысить инвестиционную привлекательность страны или региона;
  • обеспечить выбор наиболее эффективных вариантов принятия регулятивных решений;
  • сделать принимаемые регулятивные решения исполнимыми для потенциальных адресатов регулирования;
  • ограничить необоснованные издержки субъектов предпринимательской и иной деятельности;
  • снизить риски, связанные с введением нового регулирования;
  • повысить доверие граждан и бизнеса к принимаемым государством решениям.

В современном мире данные параметры являются наиболее важными факторами, определяющими надежность и стабильность деловой среды в глазах как отечественных, так и зарубежных инвесторов.