1 июня 2017

В ходе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) главы Минфина, Минэкономики и ЦБ не поддержали смягчение бюджетного правила для 2019–2020 годов, ранее предложенное в стратегии экономического развития Центра стратегических разработок Алексея Кудрина. По мнению руководителей ведомств, повышение цены отсечения с $40 до $45 за баррель может привести к росту несбалансированности федерального бюджета и увеличению налогов.

России нужно выстроить сбалансированный бюджет и перестать жить в долг, что возможно только при жестком соблюдении нового бюджетного правила — об этом в ходе Петербургского международного экономического форума заявил глава Минфина Антон Силуанов. Министр финансов наряду с председателем ЦБ Эльвирой Набиуллиной, главой Минэкономики Максимом Орешкиным и председателем Центра стратегических разработок Алексеем Кудриным принял участие в сессии «Макроэкономическая политика — от стабилизации к росту».

Напомним, в середине мая Минфин внес в правительство предложения по бюджетному правилу с ценой отсечения $40 за баррель в реальном выражении. Инициатива Минфина предполагает, что в 2019–2020 годах все нефтегазовые доходы, полученные от превышения ценой нефти установленного уровня отсечения, направляются не на расходы бюджета, а в резервы. Во вторник Центр стратегических разработок представил президенту Владимиру Путину свою стратегию экономического развития России на период 2018–2024 годов. Предложения экспертов под руководством Алексея Кудрина включают в том числе смягчение бюджетного правила и рост расходов на социальные статьи бюджета, что вызвало критику главы Минфина.

«Нам надо выстроить долгосрочный тренд на обеспечение стабильности бюджетной системы государства. Потому что мы сейчас, по сути, живем в долг, проедая те ресурсы, которые были созданы до кризиса»,— заявил господин Силуанов. По словам министра, для обеспечения стабильности бюджета оптимальная цена отсечения в новом бюджетном правиле составит $40 за баррель нефти. «Сейчас равновесные цены на нефть — $40–50 за баррель. Если мы говорим о $45–50 — хорошо, можем увеличить расходы. А если нет, если будет меньше? Мы опять начинаем создавать себе некие иллюзии. Мне кажется, нам нельзя здесь ориентироваться на какие-то прогнозы оптимистичные. Бюджет — это вообще не оптимистичный документ, но он должен исполняться при любых условиях»,— отметил он. По его словам, соглашаясь на небольшое смягчение, Минфин может «дойти до точки невозврата», когда бюджет не будет балансироваться и при цене нефти $100 за баррель. Алексей Кудрин, в свою очередь, заявил, что, по его прогнозу, в ближайшем будущем цена на нефть будет колебаться около $40–60 за баррель, поэтому бюджетное правило можно незначительно смягчить, сделав ценой отсечения $45 за баррель. «Где мы сегодня? На $50. У нас средняя цена будет выше $50 в этом году. Я оказался прав»,— сказал он.

Впрочем, выступление господина Кудрина не оказалось для его оппонентов убедительным: и глава ЦБ Эльвира Набиуллина, и глава Минэкономики Максим Орешкин высказались в пользу более жесткого варианта бюджетного правила. «Я тоже хочу поддержать Антона Германовича. Эта логика может нас далеко завести — как по бюджетному правилу, так и по инфляции. Скажут так: давайте не 4%, а 6%, завтра 8% — и вот вам новая инфляционная спираль»,— заявила госпожа Набиуллина. Она подчеркнула, что власти должны четко придерживаться заданных ориентиров. «Я полностью поддерживаю, что бюджетное правило должно быть основано на $40 за баррель, потому что это обеспечивает стабильность налогов»,— отметил министр экономики. По его словам, смягчение правила и повышение цены нефти несут риски роста налогов. Глава Минэкономики также заявил, что считает, что гораздо важнее вносить структурные изменения в бюджет, перераспределять неэффективные расходы в пользу тех, которые дают наибольший эффект для экономики.

Еще одно предложение господина Кудрина — о приватизации российского нефтяного сектора — также не получило поддержки в правительстве. «Нефтяной сектор весь должен быть приватизирован в ближайшие семь-восемь лет. Там не нужно нам сегодня государственных компаний. Государственный статус скорее приносит вред этим компаниям, чем положительный эффект»,— заявил господин Кудрин. Позже помощник президента Андрей Белоусов, комментируя идею господина Кудрина, отметил, что вопрос о дальнейшей приватизации нефтяных компаний, в том числе «Роснефти» и «Газпрома», не стоит на повестке дня. «Я к этому отношусь остро отрицательно — ровно потому, что мы не знаем, что будет через восемь лет с нефтью, не знаем, что будет с нефтяными компаниями, как будет развиваться не только конъюнктура, но и как стратегия»,— заявил он. В свою очередь, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отметил, что у правительства нет планов по приватизации нефтяного сектора.

Коммерсантъ

Читайте также:

Минфин готовится к экономному росту

Комментарии (0)

Добавить комментарий