Для выполнения поручения Владимира Путина при Минэкономразвития может быть создана межведомственная рабочая группа по регулированию отчетности
Глава Торгово-промышленной палаты (ТПП) России Сергей Катырин направил в администрацию президента (АП) письмо с предложением создать межведомственную рабочую группу или совет с участием представителей бизнеса для согласования количества и вида отчетов, которые предприниматели отправляют в различные ведомства. Заключения рабочей группы (совета) предлагается сделать обязательными для всех. Инициатива ТПП РФ вызвана растущим объемом отчетности, хотя еще год назад Владимир Путин поручил правительству остановить этот процесс. По информации источника «Известий», в АП это предложение оценивают как «логичное и работоспособное».
В письме в администрацию президента глава ТПП России Сергей Катырин отмечает необходимость выполнения поручения Владимира Путина от 25 марта 2016 года № Пр-532 (подпункт «а» п. 1), которое было дано правительству по результатам прошедшего весной прошлого года съезда ТПП РФ.
Тогда глава государства поручил «рассмотреть вопрос о введении временного запрета на увеличение объема отчетности, представляемой организациями и индивидуальными предпринимателями субъектам официального статистического учета, в налоговые органы и в органы, осуществляющие контроль за уплатой иных обязательных платежей, а также об установлении периодичности утверждения новых форм и форматов такой отчетности и внесения изменений в действующие формы и форматы не чаще одного раза в год».
По информации «Известий», предложение ТПП РФ может получить поддержку в администрации президента. Как сказал «Известиям» информированный источник в АП, идея создания рабочей группы или совета по регулированию отчетности выглядит «логичной и работоспособной». «Такую группу можно было бы создать при Минэкономразвития», — добавил чиновник.
Чтобы проверить, как выполняется поручение Владимира Путина, ТПП РФ в рамках проекта «Бизнес-экспертиза. Отчетность» провела опрос среди предпринимателей страны. Как выяснилось, объем обязательной отчетности не только не «заморозился», но и существенно увеличился. Причем это затронуло все виды налогообложения предпринимателей.
В частности, за период с марта 2016 по март 2017 года количество сдаваемых отчетов для предприятий, работающих по общей системе налогообложения (ОСНО), по данным ТПП, возросло с 30 до 46, а для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН), — с 18 до 35. Предприниматели, платящие единый налог на вмененный доход (ЕНВД), должны теперь сдавать 34 документа вместо 17. Для работающих по единому сельскохозяйственному налогу (ЕСХН) количество отчетов увеличилось с 11 до 29, а по патентной системе налогообложения (ПСН) — с 9 до 26.
По данным ТПП РФ, основанным на опросе предпринимателей, за это время было введено 12 новых отчетов в Пенсионный фонд России, четыре — в Федеральную налоговую службу (ФНС) и один — в Росстат.
В Пенсионном фонде России не согласны с такими данными. Как сообщили «Известиям» в пресс-службе ведомства, количество форм отчетности в ПФР не возросло, а снизилось.
— Это связано с тем, что с 2017 года функция администрирования страховых взносов перешла из Пенсионного фонда к ФНС. Поэтому если мы говорим о регулярной отчетности, то сегодня в ПФР предоставляется только две формы. Первая — СЗВ-М — это ежемесячная отчетность по упрощенной форме, которая была введена в прошлом году, чтобы избавить пенсионеров от необходимости приходить в ПФР и представлять данные о прекращении трудовой деятельности для возобновления индексации пенсии. И вторая — отчетность по персонифицированному учету, она сдается всего раз в год по итогам года, — сообщили «Известиям» в ПФР.
Однако предприниматели утверждают иное.
— Действительно, в ПФР я сейчас предоставляю каждый месяц новую отчетность СЗВ-М, однако там почему-то забыли упомянуть, что до этого я сдавал отчетность РСВ-1, но лишь один раз в квартал. То есть теперь я должен в год сдавать 12 бумаг по новой форме вместо прежних четырех, к которым привык. Больше это или меньше? А в ФНС я должен теперь сдавать с I квартала 2017 года четыре новых отчета — ежеквартальные расчеты по страховым взносам, которых до этого не было. А у меня работает только три человека, включая меня, — поделился с «Известиями» Евгений Дьяков из Тулы, владелец индивидуального предприятия, занимающегося разработкой сайтов.
Сергей Катырин уверен, что «отчетный вал» негативно влияет на работу бизнеса, поскольку требует отвлечения дополнительных материальных, временных, людских ресурсов.
— Наиболее болезненно это для предприятий среднего и особенно малого бизнеса, которые и без того не знают, за что хвататься и как латать дыры, — сказал «Известиям» Сергей Катырин. — Формы отчетности бизнеса и количество самих отчетов будут лавинообразно увеличиваться, если не привлечь к принятию решений сам бизнес.
Это мнение разделяет министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.
— Бизнес перегружен как предъявляемыми к нему требованиями со стороны контрольно-надзорных органов, так и бюрократической отчетностью, на которую порой уходит времени больше, чем на саму предпринимательскую деятельность, — отметил он.
Эксперты обращают внимание на то, что попытки упорядочить отчетность всё же предпринимаются, хотя и без особого успеха.
— Уже давно на разных уровнях обсуждаются варианты создания одного окна для сдачи предприятиями отчетности, — рассказал «Известиям» член Экспертного совета при правительстве РФ Александр Брагин. — Схема такая: предприятия сдают, а ведомства и службы забирают оттуда то, что им нужно. Но пока это всё на уровне общего обсуждения.
Сейчас, как сообщил «Известиям» Михаил Абызов, в рамках работы президентского Совета по стратегическому развитию совместно с деловым сообществом и надзорными ведомствами проводится реформа государственного контроля и надзора.
— Одна из задач реформы — повышение эффективности работы контрольно-надзорных органов и снижение административной нагрузки на бизнес за счет пересмотра обязательных требований и применения в госконтроле современных информационных технологий, — отметил министр.
По мнению ТПП РФ, формат межведомственной рабочей группы с участием всех заинтересованных сторон, включая представителей бизнес-объединений, позволит, с одной стороны, избежать несогласованности действий служб и ведомств, с другой — услышать голос самих предпринимателей.
— Тогда будет совершенно очевидно, стоит или не стоит вводить новые отчеты или изменять форму отчетности, — уверен Сергей Катырин.
А по словам члена Экспертного совета при правительстве РФ Александра Брагина, «такая группа может стать своеобразным фильтром для введения новых отчетов».
Комментарии (0)