В прошлом году количество проверок бизнеса уполномоченными органами снизилось, но средний размер штрафа вырос. Об этом говорится в исследовании контрольно-надзорной деятельности в 2016 году, проведенном «Опорой России».
Больше всего вырос средний штраф Ростехнадзора: он увеличился более чем в два раза и составил почти 90 тыс. рублей. Рост суммы штрафов эксперты объясняют тем, что на фоне сокращения числа проверок контролерам необходимо доказывать свою эффективность. В надзорных инстанциях эти выводы опровергают, подчеркивая, что увеличение штрафов обусловлено изменением законодательства.
Больше всех проверяли бизнес в прошлом году Роспотребнадзор, МЧС, Роструд и Ростехнадзор, говорится в исследовании «Опоры России». При общем сокращении числа проверок количество внеплановых проверок остается стабильно высоким, подчеркивается в документе. Выросла и сумма штрафов, налагаемых государственными органами на бизнес.
Так, размер штрафов по результатам внеплановых проверок Ростехнадзора в 2016 году по сравнению с 2015 годом вырос более чем вдвое — на 105,5% и составил 89,4 тыс. рублей. Штрафы Роструда увеличились на 12,93% и в среднем составили 66,8 тыс. рублей, а Роспотребнадзора — на 2,3%, до 24,7 тыс. рублей.
«После введения законодательной нормы о применении предупреждения как исключительной меры ответственности для малого бизнеса резко выросли случаи признания контролирующими органами наличия вреда в правонарушении, поскольку в данном случае возможно применение штрафа», — отмечается в анализе контрольно-надзорной деятельности.
Рост средней суммы штрафа в «Опоре» объяснили тем, что сокращение числа проверок контрольными органами нужно чем-то компенсировать для пополнения бюджета.
— Выход был найден в том, чтобы увеличивать число контрольных мероприятий в рамках одной проверки и, таким образом, увеличивать сумму штрафов, начисляемых во время проверки, — пояснили в бизнес-ассоциации.
Защита прав предпринимателей при проверках реализуется в очень усеченном виде, поскольку большинство проверок проводятся без согласования с Генпрокуратурой. Доля согласованных с Генпрокуратурой проверок не превышает и 6%, сетуют в «Опоре». Нежелание контролеров согласовывать внеплановые проверки с Генпрокуратурой объясняется тем, что надзорное ведомство довольно часто отменяет решения о проведении проверок.
Есть и хорошие новости, говорят в «Опоре». Применение риск-ориентированного подхода (подразумевает под собой анализ рисков, которые касаются конкретного предприятия: чем меньше риски на предприятии, тем меньше его проверяют) позволило существенно сократить число плановых проверок в 2015 и 2016 годах. По некоторым направлениям число проверок снизилось в разы.
Сокращение проверок бизнеса благодаря внедрению риск-ориентированного подхода подтвердили и в пресс-службе Минэкономразвития.
— В настоящее время риск-ориентированный подход применяется в трех видах государственного контроля. Это пожарный надзор, санитарно-эпидемиологический надзор и надзор в сфере связи. Так, только в сфере пожарной безопасности от надзора были освобождены более 700 тыс. низкорисковых хозяйствующих субъектов, а общее количество плановых проверок в сфере пожарной безопасности в 2017 году по сравнению с 2016 годом сократилось на 30%, — сообщили «Известиям» в пресс-службе Минэкономразвития.
Но при этом плановые проверки в двух ведомствах (Роструд и Ростехнадзор) растут, что является "полным невыполнением" поставленной задачи по реформе контроля и надзора, констатировали в «Опоре России».
Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев рост размера штрафов объясняет двумя причинами.
— Рост размера штрафов объясняется макроэкономическими условиями: снизились доходы бюджетов всех уровней, некоторые муниципалитеты вообще банкроты. В таких ситуациях один из выходов — как можно более высокие штрафы и пени. Вторая причина — штатная структура контрольных органов не сокращается. Огромная армия контролеров вынуждена показывать свою эффективность. Один из показателей — объем выявленных нарушений и объем наложенных санкций, — отметил Владимир Буев.
Директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев указывает на то, что рост размера штрафа еще не означает увеличение фискальной нагрузки в целом.
— Размер штрафов не означает, что фискальная нагрузка на бизнес выросла, потому что речь именно о среднем размере штрафов. Средний размер может быть больше или меньше, это зависит от конкретного нарушения, — объяснил Николаев.
Перед Рострудом никогда не ставилась задача по увеличению количества проверок или достижению каких-то конкретных объемов штрафов, пояснили «Известиям» в пресс-службе ведомства. Рост размера штрафов там объяснили тем, что в конце 2015 года в законодательство были внесены изменения, которые повлияли на результаты надзора в сфере труда. В частности, был введен ряд новых составов правонарушений, связанных с уклонением работодателей от надлежащего оформления трудовых отношений, нарушениями порядка проведения специальной оценки условий труда, нарушениями в сфере охраны труда. В итоге штрафы в отношении должностных лиц за отдельные нарушения выросли с 5 тыс. до 40 тыс. рублей. А в отношении юридических лиц — с 50 тыс. до 200 тыс. рублей.
В пресс-службе Роспотребнадзора «Известиям» сообщили, что увеличение на 2,3% суммы среднего штрафа связано с изменениями в Кодексе об административных правонарушениях, увеличившими штрафы по ряду статей, связанных с нарушениями требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей.
В Ростехнадзоре не ответили на запрос «Известий».
Комментарии (0)