Большинство тарифов естественных монополий должны индексироваться в следующие три года на уровень инфляции в 4%. Такие предложения содержатся в материалах ФАС и Минэкономразвития. Ни населению, ни инфраструктурным госкомпаниям особых послаблений накануне президентских выборов не предусмотрено.
Формула «инфляция минус» для определения размеров индексации цен на газ, электричество, железнодорожные перевозки и услуги ЖКХ, которую правительство пыталось внедрить с 2013 года, в ближайшие три года будет работать избирательно. Это следует из предложений ФАС к макропрогнозу Минэкономразвития на 2018–2020 годы, с которыми удалось ознакомиться «Газете.Ru».
Несмотря на то что инфляция по сравнению с ранее сделанными оценками существенно снизилась, и теперь ожидается, что она составит на весь прогнозный период 4%, ФАС и МЭР сохранили параметры индексации тарифов, которые были заложены в прогноз и бюджет на 2017–2019 годы, добавив только расчет на 2020 год.
Предложение ведомства заключается в сохранении параметров тарифных решений на 2018 год, заложенных в действующей редакции прогноза, даже при условии, что текущие ожидания по инфляции 2017 года лучше расчетов конца 2016 года, подтвердил «Газете.Ru» представитель Минэкономразвития.
По его словам, «в условиях, когда разница в ожиданиях уровня инфляции исчисляется десятыми долями процента, сохранение долгосрочности тарифных решений является более важной макроэкономической задачей».
Из материалов ФАС следует, что тарифы сильнее всего вырастут для населения.
«Рост цен (тарифов) на тепловую энергию, отпускаемую теплоснабжающими организациями потребителям, на услуги водоснабжения для потребителей категории «население», а также рост размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по РФ на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов сложится в пределах прогнозируемой инфляции», – говорится в материалах ФАС.
Проще говоря, эти тарифы будут расти на 4% каждый год. А вот тарифы на электроэнергию для населения, по предложению ФАС, продолжают расти по формуле «инфляция плюс». Их рост составит 5% в год. Превышающий инфляцию рост цен на электричество традиционно объясняется необходимостью преодолеть последствия советского перекрестного субсидирования, когда промышленность оплачивала часть расходов населения.
Поэтому с 2018 года по формуле «инфляция минус» рассчитаны лишь тарифы на электроэнергию для промышленности. Индексация тарифов сетевых компаний для всех категорий потребителей, исключая население, до 2020-го увеличивается по 3% в год.
В принцип «инфляция минус» вписываются тарифы на газ. «Газпрому» и независимым газодобытчикам урезали аппетиты. С 1 июля 2020 года индексация цен на газ должна уменьшиться до 3%. До этого срока сокращения обещаны поэтапные. Если с 1 июля 2017 года цена вырастет на 3,9%, то с 1 июля 2018-го — на 3,4%, с 1 июля 2019-го — на 3,1%.
Железнодорожные тарифы как на грузовые, так и на пассажирские перевозки с января следующего года предложено увеличить на 4%. До 2020 года такой размер индексации предлагается сохранить.
Из материалов следует, что ОАО «РЖД» не удалось отстоять двухпроцентную целевую надбавку к индексации тарифа, которой компания пользовалась в 2017 году. С 2018 года эту надбавку, предоставленную в прошлом году правительством на капремонт путей, предлагается отменить.
В материалах ФАС также сообщается, что снижению транспортной нагрузки на производителей будет способствовать и «последовательное снижение действующей в настоящее время экспортной надбавки к тарифам».
Кроме того, финансовое состояние РЖД будет улучшаться по мере внедрения обсуждаемых в правительстве реформ. Например, выделение «локомотивной» составляющей в новой тарифной системе, размер которой будет определяться технологией перевозки».
Предусмотрено и создание стимулов для снижения расходов РЖД с переходом «к планированию результатов деятельности компании по центрам финансовой ответственности (ЦФО)».
Основой для этого должна стать система внутренних контрактов между отдельными бизнес-единицами компании, прежде всего инфраструктурной и локомотивной, сообщается в документах ФАС. Предусмотрено и введение системы «государственного заказа маршрутов», что также будет способствовать, по логике чиновников, улучшению финансового положения компании.
В инфраструктурных компаниях отказались комментировать тарифную политику правительства. В РЖД подчеркнули — «слухи не комментируем».
Комментарии (0)