Россия вошла в новую стадию роста, уверены в Минэкономразвития. Статистика дает определенные надежды на скорое завершение кризиса. Тем не менее ситуация с благосостоянием населения пока не меняется, а эксперты говорят о том, что страна попала в ловушку среднего дохода — когда вялый рост экономики не сопровождается повышением уровня жизни.
Рост или погрешность
В правительстве теперь с оптимизмом смотрят на российскую экономику. Поиски дна ушли в прошлое вместе с арестованным Алексеем Улюкаевым. Теперь власти активно выискивают признаки роста. И обнаружили их в IV квартале 2016 года.
Во-первых, по итогам IV квартала прошлого года государство понизило прожиточный минимум на два процента. Теперь он равен 9691 рублю. Уменьшение данного показателя означает, что жить в России стало дешевле. То есть, по крайней мере, скачущую инфляцию удалось одолеть, а цена базового набора товаров и услуг в стране стабилизировалась.
________________________________________________________________________________________________________
По теме: Почему прожиточный минимум в России надо отменить
В своем видеоблоге на «Ленте.ру» заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений РАН Евгений Гонтмахер рассказал о том, почему прожиточный минимум следовало бы давно отменить. Он также сообщил, что в реальности доля бедного населения в стране достигает 30 процентов.
_________________________________________________________________________________________________________
Во-вторых, именно последние три месяца 2016 года показали, что экономика вышла в плюс. По сведениям Росстата, ВВП увеличился на 0,3 процента квартал к кварталу.
По мнению главы Минэкономразвития Максима Орешкина, экономика России находится в новой стадии роста. «Если посмотреть на цифры начала года — потребление электроэнергии растет на два процента, грузооборот — на четыре-шесть процентов. Сегодня был опубликован индекс PMI (индекс деловой активности — прим. «Ленты.ру») — этот показатель находится на многолетних максимумах», — сказал министр 5 апреля. Месяцем ранее чиновник анонсировал выход экономики страны на новый цикл.
Впрочем, зафиксированный рост экономики пока близок к погрешности. Минэкономразвития собирается пересмотреть прогноз по ВВП в 2017 году. Ожидается, что его улучшат в три раза. Но даже такой скачок даст прибавку только в два процента. «Цифра роста будет зависеть от того, кому будет подчиняться Росстат», — иронизирует глава Сбербанка Герман Греф, имея в виду переход статистической службы под управление министерства экономического развития.
Но и Греф, и Орешкин, и председатель ЦБ Эльвира Набиуллина солидарны в том, что без структурных реформ экономику России ждет ловушка среднего дохода — ситуация, при которой ВВП и благосостояние населения застревают на одном, весьма невысоком уровне.
Около ноля
«Лента.ру» побеседовала с экспертами, чтобы выяснить, где именно сейчас находится российская экономика и что ждет ее в ближайшее время. Кроме того, эксперты привели свои прогнозы относительно динамики доходов населения в 2017 году.
Наталия Орлова, главный экономист Альфа-банка:
«Заявление [Орешкина] сделано на основании недавних сведений Росстата о том, что в экономике в IV квартале наблюдался рост. "Новая стадия" означает, что экономика сейчас находится в новой модели роста, характеризующейся околонулевым потенциальным увеличением. Таким образом, возврат к росту, к сожалению, не предполагает каких-то очень оптимистичных значений.
Кроме того, бытует мнение, что в парадигме нового роста экономика должна увеличиваться без бюджетной поддержки, с опорой на кредитное плечо. Этот тезис пока не подтверждается данными: с начала года расходы федерального бюджета растут ускоренными темпами, более чем на 20 процентов год к году за первые два месяца, что и может объяснить улучшение динамики экономической активности в ряде секторов. Вопрос в том, может ли такой рост быть устойчивым.
В начале года я понизила прогноз роста на 2017 год с 1,5 до 0,8 процента. Это связано с положительным пересмотром статистики за 2015-2016 годы, который произвел Росстат — по его данным, масштаб спада прошлых лет не был таким значительным, как предполагалось изначально. Поэтому и перспективы восстановительного роста выглядят умеренными».
Тимур Нигматуллин, аналитик группы компаний «Финам»:
«Еще в конце 2016 года некоторые макроэкономические индикаторы сигнализировали о смене тренда — переходе от рецессии к экономическому росту. Индекс PMI в декабре был максимальным за 50 месяцев и составил 56,6 пунктов — лучший квартальный рост за четыре года.
Тем не менее экономика России еще не в полной мере адаптировалась к новым внешним и внутренним факторам (санкции, дешевая нефть, плавающий курс рубля, низкая инфляция). И экономический рост пока не выглядит устойчивым. Уверенно говорить о выходе из кризиса можно будет, пожалуй, лишь через один-два квартала.
Прожиточный минимум — минимальный уровень дохода, который считается необходимым для обеспечения определенного уровня жизни в России. Судя по всему, его снижение связано с техническими факторами. После инфляционного шока 2015-2016 годов по ряду позиций наблюдается откат на фоне укрепления рубля или иных факторов (усиления конкуренции, снижения маржи производителей из-за спада спроса и так далее). Основная претензия к правительству заключается в том, почему не пересматривается методология расчета прожиточного минимума, а не в волатильности цен на некоторые его составляющие.
Прогноз по динамике ВВП РФ на 2017 год — плюс 1,5 процента, по реальным доходам населения — также плюс 1,5 процента».
Екатерина Крылова, главный аналитик Промсвязьбанка:
«Рост действительно есть. Однако говорить о том, что он "новый", пока преждевременно — Россия остро нуждается в структурных реформах, которые как раз и позволят говорить о "новом росте". Пока это подъем со дна. Для громких слов о том, что кризис закончился, необходимо чуть больше статистических данных. В настоящий момент мы располагаем лишь оценкой ВВП за 2016 год, а ежемесячная статистика по таким показателям, как розничные продажи и доходы населения, к сожалению, не демонстрирует яркого улучшения, поскольку все еще находится в зоне отрицательных значений.
Что касается прожиточного минимума, то он, по сути, отражает стоимость минимального набора продуктов питания, услуг и непродовольственных товаров. Так, цены на продовольствие, которые занимают почти половину от общей суммы прожиточного минимума, в IV квартале 2016 года снизились до 4,6 процента с 9,2 процента в начале года. Это и повлияло на уровень прожиточного минимума. На непродовольственные товары цены снизились до 6,5 процента с 10,9 процента, на услуги — до 4,9 процента с 9 процентов.
Мы ожидаем, что ВВП России вырастет в текущем году на 2 процента, реальные доходы населения — на 2,5 процента».
Алексей Михеев, член Экспертно-консультационного совета при Росимуществе, доцент МГИМО:
«О реальном росте экономики можно будет говорить только после длительного восстановления доходов населения. Этого пока не происходит. Понижение прожиточного минимума ни о чем не свидетельствует, кроме необходимости изменения показателя для того, чтобы контролировать расходы бюджета, так как к нему привязана большая часть статей.
На мой взгляд, рост ВВП в 2017 году не превысит 0,8 процента, поскольку большая часть негативных последствий еще не преодолена. А реальное восстановление доходов начнется только в IV квартале 2017 года. Первые три квартала падение доходов населения продолжится.
Мы достигли дна, но говорить о том, что кризис закончился, еще рано».
Комментарии (0)