22 марта 2017

Дальнейшее поддержание ключевой ставки ЦБ на текущем уровне, который более чем в два раза превышает темпы инфляции, контрпродуктивно, полагают аналитики. Завышенные проценты по кредитам и слишком крепкий рубль вредят экономике, сдерживая восстановление промышленности. Участники рынка и эксперты ждут от Банка России снижения ставки на ближайшем заседании.

Совет директоров Банка России в пятницу 24 марта проведет второе в этом году заседание. Большинство аналитиков ожидает, что регулятор наконец-то приступит к снижению ключевой ставки, которая находится на уровне 10% с сентября прошлого года.

Регулятор многократно отмечал, что поддержание «умеренно-жесткой денежно-кредитной политики» направлено на достижение целевого показателя по инфляции в 4% к концу текущего года и снижение инфляционных ожиданий.

Но, похоже, ЦБ все-таки перестарался. Инфляция снижается темпами, которые превышают самые смелые прогнозы. На середину марта индекс потребительских цен составил 4,4% по отношению к декабрю 2016 года. Замминистра финансов Владимир Колычев заявил, что инфляция в России может достичь уровня в 4% уже в первом полугодии 2017 года.

В итоге возникает риск, что инфляция к концу года упадет даже ниже целевого уровня. Это несет в себе огромные риски и для бизнеса, и для бюджета, поскольку это снизит доходы государственного и частного секторов и поставит под угрозу выполнение ими взятых на себя обязательств. В конечном счете, в нынешних условиях инфляция ниже 4% — это верный шаг на пути к продолжению рецессии.

Даже министр финансов Антон Силуанов, обычно всегда поддерживающий ЦБ, заявил, что нам «нам не нужно, чтобы инфляция была ниже, потом выше» и «соответственно, какой-то волатильности в том, что касается инфляции, нам надо стараться избегать».

Снижению темпов роста цен способствует крепкий рубль. Министр экономического развития Максим Орешкин отмечал, что «инфляция сейчас идет ниже наших ожиданий по ряду причин, в том числе потому, что обменный курс идет ниже наших ожиданий». «Курс отклонился от фундаментальных значений, это отклонение сохраняется», — говорил он.

По оценке Антона Силуанова, текущий курс завышен на 10-12% «от фундаментальных значений».

Эксперты полагают, что слишком крепкий рубль – следствие политики ЦБ по поддержанию высокой ключевой ставки. Это делает привлекательными вложения в рублевые бумаги, что обеспечивает приток иностранного спекулятивного капитала на российский рынок и постоянный спрос на рубли. Яков Миркин, заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН, полагает, что операции carry trade надувают рублевый пузырь, что неизбежно приведет к новой девальвации российской валюты.

Он отмечает, что по похожему сценарию события развивались и в предыдущие три девальвации в 1998, 2008-2009 и 2014-2015 годах. Яков Миркин отмечает, что на спотовом валютном рынке доля нерезидентов превышает 40%, а в отдельные дни она выше 70%.

Александр Лосев, гендиректор УК «Спутник», согласен с тем, что сохраняющиеся высокие процентные ставки в рублях на фоне очень низких ставок по основным мировым валютам провоцируют иностранных спекулянтов на продолжение игры в carry trade. «При этом укрепляющийся из-за этого рубль негативно влияет и на доходы бюджета, и конкурентоспособность наших товаров за рубежом, и на деятельность компаний, ориентированных на экспорт», — говорит он.

Сильный рубль играет против отечественных экспортеров, но зато стимулирует приток импорта, что, в конечном счете, может свести на нет усилия правительства по импортозамещению.

Отрицательный эффект текущего курса уже на лицо. По данным Росстата, в январе-феврале этого года промышленное производство в России сократилось на 0,3%.

«В целом опубликованные данные говорят о том, что за январь-февраль рост промышленного производства, скорее всего, был почти нулевым, поэтому оптимизм, который некоторые представители правительства высказывали в начале года, по-видимому, оказался преждевременным. Сильный рубль и высокие процентные ставки, вероятно, создают давление на обрабатывающий сектор», — отмечают аналитики Sberbank CIB.

Эксперты Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) считают, что прошлый опыт показал, что чрезмерный рост курса рубля только усугубляет диспропорции в экономике.

«Период бурного роста неизбежно сменяется обвалом валютного курса, который разгоняет рост цен на импортные товары, а затем по цепочке и на все остальные товары и услуги в российской экономике», — отмечают они.

Модернизация экономики, по мнению ИКСИ, не должна обеспечиваться курсом рубля. Для этого есть и другие механизмы.

«Снижение процентных ставок по кредитам могло бы облегчить обновление основных средств для предприятий, но при этом не снижая их конкурентоспособность по сравнению с импортом», — резюмируют они.

Сейчас же кредиты спросом не пользуются. Этому способствуют как высокие ставки, так и чрезмерное регулирование, а также политика по зачистке банковского сектора, которую проводит ЦБ.

Александр Лосев также напоминает, что на инвестиции идет только 5% банковских кредитов, а главным источником инвестиций является прибыль компаний. «Сохранение высоких процентных ставок, не только сокращает доходы бизнеса, ставя его на грань рентабельности, но и серьезно препятствует процессу выхода экономики из кризиса», — считает он.

Эксперт также отмечает, что реальные положительные ставки стимулируют накопление, при том, что российская экономика страдает от масштабного снижения потребительской активности. В 2016 году оборот розничной торговли упал на 5,2%, по данным Росстата. За первые два месяца текущего года он сократился еще на 2,5%.

«Высокие процентные ставки по кредитам населению привели к тому, что в 2016 году граждане выплатили банкам 1,8 трлн. рублей процентов по кредитам, а это означает, что сумма в 2% ВВП была просто изъята из экономики и не пошла на потребление», — резюмирует Лосев.

Сейчас аналитики ждут, что ЦБ все же начнет снижать ключевую ставку. Но вряд ли он будет делать это быстрыми темпами.

«В пятницу 24 марта рынок ожидает очередного решения Банка России относительно ключевой ставки. В условиях быстрого снижения инфляции и значительного укрепления рубля снижение ставки на 25 п.п. представляется наиболее вероятным сценарием», — считает Андрей Марченко, директор инвестиционной группы UCP. Он полагает, что Центробанк быстрому снижению ставки будут препятствовать планы Минфина по повышению НДС до 22% и ужесточение монетарной политики ФРС.

В целом, рынок ждет, что к концу года ставка снизится до 8,5%, причем основной раунд снижения придется на вторую половину года. Это значит, что экономика сможет почувствовать позитивный эффект только ближе к концу года. Вероятно, членам совета директоров ЦБ, стоит переключить свое внимание с инфляционного трагетирования на стимулирование роста, иначе планы кабинета министров показать в этом году увеличение ВВП на 1,5-2%, останутся несбыточными мечтами.

Газета.ru

Читайте также:

Рынок не пришел к единому мнению о снижении ключевой ставки ЦБ

ЦБ оставит ключевую ставку на прежнем уровне

Комментарии (0)

Добавить комментарий