Сбор предложений от бизнес-сообщества по актуализации и сокращению количества обязательных требований, соблюдение которых проверяют надзорные органы у предпринимателей, станет одним из приоритетов работы Общественно-делового совета при проектном комитете по реформе контроля и надзора. Этим займутся рабочие группы, в которые войдут представители как делового сообщества, так и надзорных ведомств. Их составы должны быть утверждены до конца февраля. Совет будет привлекаться и к реализации других направлений приоритетной программы по реформе госконтроля. Вопросы организации деятельности рабочих групп обсуждались 16 февраля на заседании совета с участием министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова, который является ответственным за реализацию приоритетной программы.
«Сложность реформы заключается в том, что перед нами одновременно поставлены две необычные для системы госуправления задачи. С одной стороны, надо снизить административное давление на бизнес, которое связано с избыточным администрированием и издержками по исполнению обязательных требований. С другой стороны, необходимо в два раза сократить количество пострадавших, а также экономический ущерб от недобросовестного исполнения обязательных требований», - отметил Михаил Абызов.
Несмотря на противоречивость задач, есть понимание как это делать. По словам министра, нужно переходить на новые формы контроля и надзора, которые сочетали бы профилактику, риск-ориентированный подход к проверками, применение информационных технологий и интеллектуальных систем, в перспективе таких, как «интернет вещей», которые бы позволили проводить часть контрольно-надзорных мероприятий дистанционно.
Проблема совершенствования контрольно-надзорной деятельности крайне актуальна для бизнеса, подчеркнул председатель совета, Президент РСПП Александр Шохин. В числе предложений в комплексный план Правительства на 2017-2025 годы, которые подготовили деловые объединения, это направление является одним из первоочередных, указал он.
«От нас, от Общественно-делового совета зависит, какие изменения произойдут в части контроля и надзора и в части обязательных требований. В рабочих группах участвуют представители надзорных федеральных органов исполнительной власти, а со стороны бизнеса они возглавляются известными, влиятельными предпринимателями, которые одновременно являются представителями бизнес-объединений, комиссий различных органов. Мы исходили из того, что это должны быть консолидаторы бизнеса по соответствующим направлениям. Координирующую роль будет играть Минюст», - сказал Александр Шохин.
Он также сделал акцент на том, что главным принципом работы экспертных групп станет открытость: нельзя допустить, чтобы большие заинтересованные аудитории оказались не вовлечёнными. Рабочие группы будут осуществлять оперативную экспертизу законопроектов, разрабатываемых как в рамках реформы, так и в целом затрагивающих контрольно-надзорную деятельность, что позволит оперативно реагировать на дальнейшие предложения федеральных органов.
Работа Общественно-делового совета не будет носить факультативный характер, за её качество и за все принятые и одобренные на площадке совета решения члены совета и его председатель будут отвечать репутационно, отметил Михаил Абызов. Эффективность рабочих групп будет оцениваться по специальным критериям, за несоответствие которым может грозить роспуск.
«Примеры надзорных ведомств, которые горят желанием и бегут впереди паровоза, чтобы проводить работу, в том числе, по пересмотру обязательных требований, пока единичны. Скорее, реакция пока сдержанная или обратная. Причины этого – в недостатке ресурсов, времени и кадрового потенциала, а также отраслевом консерватизме. Поэтому я очень рассчитываю на ресурс предпринимателей. Сейчас мы реализуем новый формат взаимодействия с бизнесом. Я считаю, что самый прямой интересант и бенифициар совершенствования контроля и надзора – это именно предприниматель. Именно он в итоге оплачивает нерациональные издержки. Поэтому важно, чтобы оценку качества как поставленных задач, так и качества их выполнения проводил сам предприниматель», - подчеркнул Михаил Абызов.
Министр напомнил, что ранее при активном участии Общественно-делового совета был подготовлен и затем утверждён президиумом Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам паспорт реформы контрольной и надзорной деятельности. Общественно-деловой совет также участвовал в рассмотрении планов реализации восьми проектов реформы: переход на риск-ориентированный подход с концентрацией проверок там, где выше риски для безопасности граждан; создание системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности; усиление профилактики нарушений; систематизацию обязательных требований, которые проверяют инспекторы; совершенствование кадровой политики; противодействие коррупционным проявлениям; информатизацию госконтроля, а также повышение качества надзора на региональном и муниципальном уровнях. В плотном взаимодействии с советом будет идти и подготовка планов 12 ведомств-участников программы по реформированию госконтроля, подчеркнул Михаил Абызов. Эти ведомственные паспорта, как ожидается, должны быть утверждены до 1 марта, однако некачественные и плохо проработанные паспорта одобрены не будут, предупредил министр.
Наиболее трудоёмкий проект, по словам Михаила Абызова, – пересмотр обязательных требований. Все предложения и замечания Общественно-делового совета к плану реализации этого проекта были учтены максимально, заверил он.
«Сейчас мы сталкиваемся с тем, что требования не систематизированы, не понятны ни предпринимателям, ни сотрудникам контрольно-надзорных органов. Они по-разному могут интерпретироваться и применяться к одним субъектам и не применяться к другим. Предприниматель считает, что они к нему не относятся, а инспектор считает, что относятся. Здесь нам нужны достаточно скорые и ощутимые результаты. Этот фактор нужно учитывать при построении работы экспертных групп в течение ближайших двух лет. Есть вещи, по которым решение можно принять достаточно быстро. Относительно быстрые и ощутимые результаты дают и власти, и бизнесу аппетит для движения вперёд», - сказал министр.
Одной из «скорых побед», по его словам, может стать пересмотр требований по 5 видам бизнеса и 6 видам контроля, которые затрагивают максимальное количество предпринимателей: розничная торговля; общественное питание; производство продуктов питания; операции с недвижимым имуществом; пассажирские перевозки автотранспортом; пожарный надзор; надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в области гражданской обороны и промышленной безопасности; санитарно-эпидемиологический надзор; ветеринарный и фитосанитарный надзор; экологический надзор; надзор за соблюдением трудового законодательства; надзор в сфере обращения лекарственных средств.
«У каждого есть накопившийся багаж проблемных вопросов, который уже есть в приоритетном листе. Но каждый год мы реализуем 2 млн проверок, и каждый год в ходе этих проверок выявляются вещи, которые дополняют этот список приоритетов. В рамках деятельности рабочих групп нужно создавать механизмы постоянной актуализации имеющейся базы этих проблемных вопросов», - указал министр.
При этом Михаил Абызов призвал отделять проблемы, связанные с избыточными и устаревшими требованиями, от проблем администрирования контрольно-надзорных функций. Он напомнил, что в рамках реформы госконтроля начиная с апреля этого года федеральные контрольно-надзорные органы и территориальные подразделения должны будут проводить открытые балансовые мероприятия, на которых будет озвучиваться, сколько проведено проверок, какие выявлены нарушения, какие приняты санкции и как не допустить повторения типовых нарушений. На мероприятия будут приглашать инспекторский состав и представителей поднадзорных субъектов, которые прошли через проверки, бизнес-объединений, региональных бизнес-омбудсменов, а также журналистов. За трансляцией совещаний можно будет следить в интернете. Первое такое «балансовое» - по итогам надзорной деятельности МЧС, как сообщил министр, пройдёт 7 апреля в Туле с участием главы министерства Владимира Пучкова.
«Это будет непростой эксперимент по открытости, который нам, я надеюсь, поможет в профилактике и повышении качества контроля и надзора», - отметил министр.
Он также подтвердил намерения перейти на модель, которая если не запретит, то по крайней мере затруднит надзорным ведомствам наложение санкций за несоблюдение тех норм, которые не были опубликованы в интернете.
Общественно-деловой совет будет привлекаться и к анализу новых требований. При этом, как напомнил Михаил Абызов, реформа предусматривает переход на принцип 1 in 2 out, согласно которому введение каждого нового требования к бизнесу должно сопровождаться отменой двух старых. Принцип 1 in 1 out, ограничивающий введение новых требований к бизнесу, действует в России еще с начала 2015 года. А вот власти США, по словам министра, припозднились с введением подобных ограничений на 2 года: подобный указ новый президент страны подписал лишь несколько недель назад.
Министр не исключил, что в ходе работы по актуализации и систематизации требований могут возникать ситуации, когда предложения бизнеса не будут приниматься. Тогда госорганы должны будут открыто и подробно объяснить, почему они не могут быть учтены, подчеркнул Михаил Абызов.
© Пресс-служба РСПП
Комментарии (0)