Министерство финансов РФ считает, что в реестре госконтрактов должно содержаться больше сведений – например, договоры с субподрядчиками из числа малого бизнеса или социально ориентированных некоммерческих организаций. Внесение новых данных в реестр, по мнению экспертов Т94, необходимо автоматизировать.
Проект с новыми поправками к Правилам ведения реестра госконтрактов уже прошел общественное обсуждение. Если его примут, то с июля 2017 г. за непредставление документов и сведений, включаемых в реестр, ответственное должностное лицо заказчика могут оштрафовать на 20 тыс. руб.
Реестр контрактов ведется в Единой информационной системе (ЕИС), напомнил Максим Чемерисов, директор департамента развития контрактной системы Министерства экономического развития РФ. По его словам, реестр является важным инструментом обеспечения прозрачности закупок, ироссийские министерствазаинтересованы в его улучшении.
По словам Анастасии Муталенко, руководителя проекта Общероссийского народного фронта "За честные закупки", цель реестра – систематизация информации и всех заключенных контрактов в сфере закупок. В нем содержатся сведения о заключенных заказчиками контрактах – их условиях, участниках, цене, источнике финансирования и т.д. Сейчас за ведение реестра главным образом отвечает Казначейство РФ. "Он является общедоступным, за исключением той его части, где учитываются контракты, содержащие государственную тайну. Реестр также необходим и для проведения качественного анализа закупочной процедуры нашими активистами", - замечает Анастасии Муталенко. По ее словам, для малого бизнеса после принятия поправок существенно ничего не изменится. Однако, чем больше информации обо всей цепочке исполнителей и соисполнителей находится в открытом доступе, тем прозрачнее закупка и проще осуществлять общественный контроль.
Когда нововведение становится актуальным? Георгий Сухадольский, координатор рабочей группы экспертного совета при Правительстве РФ по закупкам и инвестициям, уточняет: либо заказчик объявляет специализированные торги для субъектов малого и среднего предпринимательства до 20 млн руб., либо предъявляет к поставщику требование о привлечении малого бизнеса на субподряд. "Можно вспомнить достаточно давнюю идею о введении контроля за всей цепочкой расходуемых по субподряду государственных средств. В новом законопроекте это реализуется только для субподрядчиков из числа "обязательных" субъектов малого и среднего предпринимательства", - говоритСухадольский.
"Обязанность исполнителей контрактов привлекать в определенном объеме на субподряд организации малого предпринимательства, а также социально-ориентированные некоммерческие организации является одним из нововведений контрактной системы, - комментирует Т94 Максим Чемерисов. – Эта обязанность предусмотрена статьей 30 закона о контрактной системе. Указанная мера уже зарекомендовала себя как один из эффективных инструментов поддержки малого предпринимательства. Применяется, как правило, в случаях, когда в силу специфики объекта закупок или по причине значительной величины лота контракт не может быть напрямую заключен с субъектом малого предпринимательства. Вместе с тем, определенный объем работы может быть передан на исполнение малым предприятиям".
Как сообщил Максим Чемерисов, никаких предложений по поводуновых правил ведения реестра от Минфина РФ в адрес Минэкономразвития РФ еще не поступало. Но в МЭР тоже рассматривают варианты решения проблемы раскрытия информации о привлекаемых к исполнению контрактов субподрядчиков. "Основной вопрос, который необходимо решить, заключается в обеспечении достоверности такой информации. Если просто обязать заказчиков "вручную" размещать информацию о субподрядчиках в реестре контрактов, то проблема достоверности решена не будет, а трудозатраты заказчиков возрастут. Министерство рассматривает варианты автоматизации процедуры раскрытия информации о субподрядчиках, привлекаемых к исполнению контрактов", - говорит Максим Чемерисов.
Георгий Сухадольскийотмечает, что включение в любые реестры дополнительных данных всегда двояко: с одной стороны, это предоставляет возможность учета и анализа получаемых результатов. С другой – добавляет трудозатраты для тех лиц, которые вносят эти данные. Эксперт соглашается с мнением Максима Чемерисова,говоря, что идеальная ситуация - когда данные вводятся в автоматическом режиме по максимуму.
Вне зависимости от того, будет ли ввод данных ручным или автоматизированным, предлагаемые нововведения – дополнительная нагрузка на ЕИС, к которой в настоящее время накопилось претензий у всех участников рынка. Однако, обеспечение прозрачности закупок остается первоочередной задачей, решение которой простым быть и не может.
Комментарии (0)