Минфин не готов поддержать идею Всемирного банка о наделении регионов правом самостоятельно устанавливать налог на доходы физических лиц. Об этом рассказали «Известиям» в пресс-службе ведомства. Такая идея, по оценке международных экспертов, могла бы помочь находящимся в тяжелом положении региональным бюджетам. Но, по оценкам Минфина, наиболее нуждающиеся регионы через повышение НДФЛ получат обратный эффект и только ухудшат свое положение.
Всемирный банк (ВБ) в своем недавнем 230-страничном докладе об экономике России предложил Минфину необычную идею спасения региональных бюджетов, которые сегодня испытывают проблемы с дефицитом и долговой нагрузкой. По оценке международной организации, регионы можно наделить правом самостоятельно устанавливать НДФЛ в рамках заранее определенного Минфином диапазона. Большая степень автономии в налоговой политике позволила бы им принимать ответные меры в случае возникновения шоков, считают во Всемирном банке.
Регионам в качестве стимулирующей меры разрешено понижать ставку налога на прибыль организаций с 18 до 13,5%, но при этом они не могут менять ставку НДФЛ. Такая ситуация, по мнению ВБ, приводит к сильной зависимости региональных бюджетов от трансфертов из центра. При этом «предоставление регионам права корректировать ставку НДФЛ в рамках фиксированного диапазона позволило бы им увеличивать ставку в случае временных экономических спадов и затем вновь снижать ее в периоды подъема», — уверены в организации.
Минфин с таким подходом категорически не согласен. В пресс-службе ведомства «Известиям» заявили, что министерство не прорабатывает этот вопрос.
В бюджеты субъектов идет 85% поступлений НДФЛ. За 11 месяцев прошлого года сумма поступлений по нему превысила 2,6 трлн рублей — это второй по объему налог после НДПИ.
Если регионы получат право снижать ставку с нынешнего ее уровня в 13%, то им, скорее всего, воспользуются наиболее обеспеченные регионы, например Москва или Тюменская область, полагает источник «Известий», близкий к Минфину.
— У этих регионов и так всё хорошо с бюджетом. Но если они снизят ставку, то сперва потеряют в доходах, а затем привлекут компании и рабочую силу, что может привести в будущем к росту доходов, — не исключает он. — Если же такой мерой воспользуются регионы с депрессивной бюджетной ситуацией, то это неминуемо приведет к снижению доходов в краткосрочной перспективе и еще более усугубит финансовое положение субъекта.
Дискуссия о расширении мер поддержки регионов активно велась весь прошлый год. Остроты ей придает сложная ситуация в некоторых субъектах. По итогам девяти месяцев прошлого года в стране насчитывалось 39 регионов с дефицитом бюджета. В начале января президент Владимир Путин поручил Минфину и Центробанку разработать новые меры поддержки региональных бюджетов, среди которых, по информации «Известий», обсуждается беспроцентный кредит.
Идея Всемирного банка могла бы иметь смысл в ограниченном числе регионов, считает руководитель группы суверенных и региональных рейтингов Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Андрей Пискунов.
— По Москве можно, наверное, благодаря концентрации людей с высоким уровнем дохода, заставить их раскошелиться. Но нужно ли это Москве? Москва чувствует себя прекрасно, как и регионы, которые уже предоставляют налоговые льготы, например Тюменская область, — рассуждает Андрей Пискунов.
Всемирный банк – структура, состоящая из нескольких самостоятельных финансовых организаций. Основные декларируемые задачи – создание условий для устойчивого экономического роста в мире, борьба с бедностью путем направления инвестиций и помощи государств-лидеров развивающимся странам, повышение уровня жизни.
Датой создания Всемирного банка считается 27 декабря 1945 года, когда большинство стран ратифицировали Бреттон-Вудское соглашение 1944 года. Первый кредит предоставлен в 1947-м Франции на восстановление после Второй мировой войны - в размере 250 млн долларов США.
Займы Всемирного банка, как правило, должны гарантироваться правительствами стран-участниц. Они предоставляются на реализацию конкретных обоснованных проектов. Приоритетными считаются инвестиции в структурные преобразования: либерализацию рынков, приватизацию, социальные реформы (образование, здравоохранение).
Государства заинтересованы в получении кредитов Всемирного банка, так как, во-первых, проценты по ним ниже, чем по другим займам, а во-вторых, вложение банка в страну, как правило, открывает дорогу для частных инвестиций.
В структуру Всемирного банка входят пять организаций:
-
Международный банк реконструкции и развития, специализирующийся на финансировании долгосрочных проектов под гарантии государства;
-
Международная ассоциация развития, помогающая беднейшим странам путем предоставления долгосрочных займов;
-
Международная финансовая корпорация, отвечающая за привлечение инвестиций в частный сектор экономики развивающихся стран;
-
Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций, предоставляющее инвесторам защиту от действий правительств и локальных войн;
-
Международный центр по урегулированию инвестиционных споров, оказывающий арбитражные услуги в области инвестирования.
Россия считается полноправным участником Всемирного банка с 1992 года. При этом она входит в четыре из пяти организаций, не участвует только в деятельности Международного центра по урегулированию инвестиционных споров.
Крупнейшие акционеры Всемирного банка - США, Япония, Германия, Великобритания и Франция. Каждые три года вырабатывается стратегия взаимодействия со странами-участницами в виде отдельного рамочного документа, который увязывает предоставление кредитов с экономическими рекомендациями. Текущее руководство осуществляется президентом Всемирного банка.
Комментарии (0)