Минэкономразвития, Генпрокуратура и ФСБ объединили усилия для борьбы с коррупцией в госзакупках – для этого они намерены активнее выявлять связи между поставщиками и заказчиками.
Подготовленный Минэкономразвития законопроект («Ведомости» ознакомились с ним) обязывает поставщиков раскрыть заказчикам своих истинных бенефициаров и считать им любого человека, который может контролировать действия компании. Сейчас закон о госзаказе считает выгодоприобретателями лишь тех, кто прямо или косвенно владеет более 10% голосующих акций или уставного капитала.
Ведомства хотят расширить и понятие конфликта интересов, наличие которого может привести к расторжению госконтракта. Сейчас он возникает, если заказчик и выгодоприобретатель поставщика близкие родственники или супруги. Они не должны быть и фиктивно расторгнувшими брак людьми или просто жить вместе, предлагает ФСБ в ответе на проект Минэкономразвития. Действующий закон запрещает заключить контракт, например, главе региона с компанией, принадлежащей его жене, и с такими женами стало принято разводиться, передал через пресс-службу директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития Максим Чемерисов. По его словам, Минэкономразвития поддерживает все предложения, направленные на усиление борьбы с закупками у аффилированных лиц. Получить комментарии представителя ФСБ не удалось.
Законопроект – часть национального плана борьбы с коррупцией и утвержденного в июле Генпрокуратурой отдельного плана для госзаказа. О его исполнении будет доложено президенту («Ведомости» ознакомились с проектом доклада).
Проверять отсутствие конфликта интересов будут, по проекту, сами заказчики. Для этого они смогут использовать систему госзакупок, в которую будут интегрированы данные Росфинмониторинга, ФНС, загсов и других ведомств. Основная задача – автоматизация выявления аффилированности в закупках, поясняет Чемерисов.
ФАС согласовала проект с замечаниями, рассказал замруководителя службы Рачик Петросян. Какими именно, он не уточняет. Снизить коррупцию в госзаказе помог бы перевод всех торгов в электронный вид, тогда участника торгов не могли бы отстранить, придравшись к неправильной нумерации страниц, говорит Петросян.
Чемезов хочет получить систему госзакупок
Не обязательно быть родственниками или бывшими супругами, чтобы извлекать выгоду из госзаказа, констатирует гендиректор Центра размещения госзаказов Александр Строганов, и наоборот, случается, что родственник или бывший супруг действительно способен выполнить заказ лучше всех. Такой формальный подход лишь усложнит схемы вывода активов, а надо отслеживать реальные нарушения – поблажки при приемке, предоставление преимуществ и проч., уверен Строганов. Реализовать предложения будет сложно, считает юрист Фонда борьбы с коррупцией Любовь Соболь: недобросовестные заказчики просто не станут проверять, настоящих ли бенефициаров указал поставщик. А добросовестным поставщикам и заказчикам очередное ужесточение добавит рутинной работы, но вряд ли поможет бороться с коррупцией, говорит Строганов. Разве что не особенно хитрые поставщики раскроют истинных бенефициаров, а общественные контролеры это найдут и напишут жалобу, замечает Соболь.
Расторгнутых госконтрактов стало больше на треть
Изменения могут, наоборот, вывести из-под удара высокопоставленных руководителей заказчиков – они смогут сказать, что виноват сотрудник департамента закупок, не проверивший конфликт интересов, полагает Строганов.
Комментарии (0)