Безусловно, в большей степени на бизнес вообще и МСБ в частности повлияла общая экономическая ситуация, вызванная снижением нефтяных цен. Сырье начало резко дешеветь в конце 2014 года. Однако и меры против России сыграли свою роль. Так, по мнению Центробанка, которое отражено в «Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2016–2018 годы», санкции являются одним из факторов,
препятствующих росту экономики. Отрицательный вклад антироссийских мер может доходить до –0,6%, полагает регулятор.
Однако, по мнению президента общероссийской общественной организации «Опора России» Александра Калинина, меры против России нужно рассматривать не только как негатив, но и как позитив для МСП.
— Да, санкции имели отрицательное влияние на МСП, поскольку США и Евросоюз попытались отрезать Россию от финансовых рынков, что сказалось на курсе рубля и стоимости кредитов, — пояснил глава «Опоры».
В России ставки и привлечения, и размещения выше, чем за рубежом, что действительно привело к подорожанию кредитов. В декабре 2014 года ЦБ резко повысил ключевую ставку на 6,5 п.п. — до 17%. И заемные средства стали недоступными для большинства, в том числе и крупных, предприятий.
Как заявила тогда глава ЦБ Эльвира Набиуллина, регулятор был вынужден пойти на эту меру в связи с повысившимися инфляционными и девальвационными ожиданиями, связанными с ослаблением рубля. На снижение курса нашей валюты в первую очередь влияют внешние факторы — снижение нефтяных цен и ограничения наших банков на кредитование за рубежом, пояснила глава Центробанка.
Кроме того, Александр Калинин объяснил «Известиям», почему в большей степени влияние санкций на себе ощутили именно средние компании.
— Наша страна глубоко интегрирована в международную экономику — в частности, компании, особенно средние, много закупают за рубежом комплектующих, лицензионные разработки. Безусловно, обесценение рубля ударило по их бизнесу. Кроме того, рост цен привел к сжатию спроса, — говорит Александр Калинин.
Вместе с этим он отмечает и позитивное воздействие санкций. Как уверен глава «Опоры», антироссийские меры пробудили в людях желание производить внутри страны.
— Просто сейчас отечественным производителям нужны преференции, чем, собственно, правительство в данный момент и занимается, — сказал Александр Калинин.
Однако лишь немногие (9%) малые и средние предприниматели в непростой экономической ситуации заявили о том, что планируют обратиться за поручительством
региональной гарантийной организации, МСП Банка или Корпорации МСП. На сегодняшний день воспользовался такой поддержкой лишь 1% компаний. Не имеют планов прибегнуть к господдержке три четверти организаций (75%), и в основном это микропредприятия (80%).
— В условиях усиления влияния санкций вопрос об эффективности мер господдержки стоит особенно остро. Но незнание возможностей таких программ и нацеленность на ограниченный круг пользователей приводят к тому, что они пока не пользуются спросом, — сказала руководитель направления корпоративных исследований Аналитического центра НАФИ Ольга Стасевич.
Этого же мнения придерживается управляющий директор Национального рейтингового агентства Павел Самиев. По его словам, малый бизнес слабо информирован о возможностях финансирования в системе господдержки.
— По данным последних исследований, около 40% МСП ничего не знают о мерах поддержки. С другой стороны, около половины (48%) опрошенных считают стоимость привлечения внешнего финансирования излишне высокой, — сказал Павел Самиев.
Президент «Опоры» тоже видит причину в том, что кредиты пока слишком дороги для МСП. По его словам, МСП привыкли обходиться собственными силами и пользуются поддержкой только в случае реализации инвестиционных проектов. Кроме того, как полагает Александр Калинин, ситуация вскоре изменится, поскольку с начала октября кредитная программа «6,5%» распространилась на кредиты от 10 млн рублей (ранее — 50 млн рублей). А это, по мнению эксперта, значительно расширит круг пользователей этой меры поддержки.
Известия
Комментарии (0)