Система «Платон» соответствует Конституции, вынес решение Конституционный суд (КС) по жалобе 92 депутатов КПРФ. Плата за проезд грузовиков тяжелее 12 т по федеральным трассам была введена правительством, объясняли депутаты, а КС неоднократно указывал, что установить налог или сбор можно только законом. Но суд не согласился с ними, решив, что плата за проезд большегрузов не обладает характеристиками налога.
«Платон» запущен с 15 ноября, тариф – 1,53 руб./км. Обсудить его повышение правительство собирается в октябре. Но теперь оно не сможет сделать этого, не определив тариф в законе об автомобильных дорогах, следует из материалов пресс-службы суда.
Кроме того, КС обязал правительство уточнить полномочия оператора «Платона» – «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС): компания не вправе сама устанавливать порядок оплаты или вводить штрафные санкции. Неконституционной суд признал норму, из которой можно было сделать вывод, что у оператора есть такие полномочия, передал через пресс-службу директор по правовым вопросам РТИТС Михаил Попов. Но компания никогда так не толковала эту норму и не считала, что у нее есть такое право, уточняет Попов, оператор может определять только технические условия эксплуатации системы, например график работы офисов и перечень каналов обслуживания, и это право у компании осталось. Представитель Минтранса отказался комментировать решение КС. Суд подтвердил, что если основные условия и элементы платежа описаны в законе, то размер и порядок их взимания могут быть установлены правительством, комментирует представитель Росавтодора.
Плата за «Платон» обладает всеми признаками налога: обязательность, индивидуальная безвозмездность, принудительность и безвозвратность, перечисляет управляющий партнер «Пепеляев групп» Сергей Пепеляев. Говорить о том, что за плату грузовик получает право проехать по трассе, – это все равно что сказать, что человеку разрешают работать, потому что он платит НДФЛ, рассуждает старший юрист Herbert Smith Freehills Сергей Еремин. Дополнительное подтверждение налогового характера сборов «Платона» – предложение правительства вычитать их из транспортного налога, говорит он.
Признав, что сбор платы с тяжелых грузовиков нельзя считать налогом, КС может возродить скрытую параллельную налоговую систему, предупреждает Пепеляев. В 1996–1997 гг. КС отменял замаскированные под сборы налоговые платежи, вспоминает он, например, пограничный сбор за оформление на границе.
Это ограничивало возможности правительства повышать фискальную нагрузку, отмечает Еремин. Но с середины 2000-х Конституционный суд постепенно менял практику и стал признавать платежи со всеми признаками налога или сбора неналоговыми, продолжает он, например, взносы на капитальный ремонт. Так проще вводить платежи, повышать нагрузку, не нарушая обещания властей не поднимать налоги на бизнес, рассуждает Еремин. С тех пор появилось 50 обязательных неналоговых платежей, сказано в исследовании «Пепеляев групп» для ТПП. За 2014 г. их сумма составила не менее 700 млрд руб. (или 0,99% ВВП). Например, плата за пользование водными объектами обошлась бизнесу в 10,4 млрд руб., разовые платежи за пользование недрами – в 90 млрд, еще 21,2 млрд руб. – за пользование радиочастотным спектром, а сборы за аэронавигационное обслуживание воздушных судов – 61,5 млрд руб.
Когда нет убедительной позиции КС, налоговая система размывается, говорит Пепеляев. КС пишет, что бремя содержания федеральных трасс лежит на государстве, но это не исключает возможность дополнительной финансовой нагрузки на бизнес, так можно будет объяснить введение платы за все основные функции государства, говорит партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин. Например, государство обеспечивает экологическую безопасность, но можно ввести плату за воздух – люди же наносят вред, когда выдыхают углекислый газ, иронизирует он. Чем хуже ситуация в экономике, тем больше будет соблазн вводить новые подобные сборы, предупреждает Еремин.
Комментарии (0)