Правительство утвердило прогноз социально-экономического развития на 2017–2019 гг. Он составлен в трех вариантах. Все три предполагают сохранение санкций в отношении России, ускорение темпов роста мировой экономики, от которых темпы российской будут хронически отставать.
Базовый сценарий (см. таблицу) станет основой для бюджета, который также будет подготовлен на три года. Минэкономразвития снизило прогноз цен на нефть – $40/барр. на все три года, тогда как ранее предполагался рост с $40 в 2016 г. до $45 в 2017 г. и $50 в 2018 и 2019 гг. Прогноз цены нефти понижен после совещания с премьером Дмитрием Медведевым, которое было на прошлой неделе. По итогам совещания Минэкономразвития также улучшило прогноз по инфляции – она замедлится с 6,5% в 2016 г. до 4% в 2019 г. против замедления с 7 до 5% в прежней версии прогноза. Это позволит бюджету снизить масштаб индексации социальных выплат – ранее премьер обещал, что правительство постарается индексировать пенсии, как прежде, по уровню инфляции (в 2016 г. размер индексации втрое ниже инфляции). Темп индексации соцвыплат еще уточняется, говорит чиновник Минэкономразвития.
Спад экономики по итогам 2016 г. почти прекратится, составив 0,2%, темпы восстановления в 2017 г. будут также близки к нулю – 0,8%, ускорившись до 2,2% в 2019 г. От более сильного спада в 2016 г. экономику удержит восстановление запасов, объясняет Минэкономразвития в «Сценарных условиях прогноза» (есть у «Ведомостей»): запасы начнут расти в преддверии восстановления внутреннего спроса – с 2017 г. возобновится рост реальных зарплат, доходов и инвестиций. «Базовый вариант у нас с хорошей долей консерватизма сформирован и означает готовность экономики работать качественно даже в этих непростых условиях», – рассказал министр экономического развития Алексей Улюкаев. Минэкономразвития только и остается составлять инерционный сценарий – программы реформ не только не осуществляются, но и не разрабатываются, констатирует директор Центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова.
В кабинете министров новым прогнозом тоже довольны не все. «Ведомостям» удалось ознакомиться с комментариями и замечаниями ведомств – они перечислены в заключении аппарата правительства (есть у «Ведомостей»). Минфин и ЦБ отмечают, что прогнозом не предполагается достижение цели ЦБ по инфляции – 4% в 2017 г., и предлагают внести в прогноз изменения, чтобы не снижать доверие к проводимой государством экономической политике в целом. Минфин также считает завышенным прогноз по росту фонда оплаты труда и прожиточного минимума пенсионера, что завышает налогооблагаемую базу и создает риск недобора доходов. Минсельхоз опасается, что прогноз роста импортозамещающей отрасли – на 1,5% – нереалистичен, и предлагает ориентироваться на 0,5–1%. А Минпромторг, напротив, считает некорректным отставание темпов роста промышленного производства от темпов роста ВВП.
Минтранс полагает, что, поскольку бюджетных денег на капремонт инфраструктуры РЖД в 2016 г. не выделяется, то индексация грузовых тарифов должна быть выше – не 4,5%, как в прогнозе, а 7,8, 6 и 5,3% соответственно в 2017, 2018 и 2019 гг. Минстрой тоже недоволен индексацией тарифов – на коммунальные услуги для граждан: ее надо повысить с 4 до 6,8% в 2016 г., с 4,8 до 5,9% в 2017 г. и с 4,3 до 4,8% в 2018 г. Повысить тарифы на газ и электроэнергию требует и Минэнерго: для населения индексация тарифа на электроэнергию должна исходить из инфляции предыдущего года плюс 2 процентных пункта, индексацию тарифов на газ для промышленных потребителей надо повысить с 2 до 6–6,5%. Правительство не согласно: основные параметры прогноза, включая тарифы, надо одобрить, говорится в заключении аппарата правительства. В то же время даже после доработки прогноза некоторые замечания министерств сохраняют актуальность, отмечается в заключении.
Консервативный вариант макропрогноза рассчитан исходя из снижения цены нефти до $25/барр. в 2016 г. и ее сохранения на этом уровне все три прогнозных года – в этом случае рецессия будет более глубокой и затяжной при продолжении спада инвестиций и реальных зарплат. Целевой сценарий составлен в соответствии с поручением президента: для реализации своего послания Совету Федерации он в 2014 г. распорядился рассчитывать вариант прогноза, в котором темпы роста России были бы выше среднемировых, при обеспечении макроэкономической сбалансированности такого роста. За счет роста инвестиций в несырьевые секторы и более быстрой технологической модернизации темпы роста экономики – при тех же $40/барр. – ускоряются в сравнении с базовым прогнозом на 1–2 п. п. Но даже этого будет недостаточно, чтобы достичь целей, поставленных президентом в его инаугурационных указах, констатирует аппарат правительства: производительность труда к 2018 г. вместо роста в 1,5 раза вырастет лишь на 6,5%, а инвестиции вместо роста до 25% ВВП лишь достигнут уровня 2011 г. (19,9%), с которого их и предполагалось повысить указами 2012 г.
Комментарии (0)