«Окрасить» деньги дорожных фондов президент Владимир Путин предложил во время прямой линии. Сейчас власти регионов используют их как «загашник, из которого мо жно взять средства на другие цели», сказал он.
Региональные дорожные фонды наполняются за счет транспортного налога, акцизов на топливо и поступлений из федерального бюджета. Регионы могут установить и дополнительные источники. В феврале Минтранс предложил направлять в фонды доходы от аренды земельных участков и парковок в полосе отвода дорог, штрафов за несоблюдение правил дорожного движения и с подрядчиков, которые нарушили условия дорожных госконтрактов. В ценах 2014 г. это увеличило бы фонды минимум на 67,2 млрд руб.
Тратить деньги из региональных фондов можно на обслуживание, строительство и ремонт дорог, погашение дорожных кредитов из федерального бюджета и на дорожные кредиты местным бюджетам. То есть все средства дорожных фондов и так «окрашены» в соответствии с Бюджетным кодексом, недоумевает консультант автодорожных проектов.
В непростых экономических условиях многие регионы тратят дорожные фонды на решение социальных проблем региона, нарушая принцип целевого финансирования, говорит представитель Минтранса. Некоторые регионы тратят так до половины фондов, там ситуация с дорогами критическая, ее невозможно исправить только за счет федеральной поддержки, сетует представитель Минтранса. Просто губернаторам больше неоткуда взять деньги, поясняет директор Института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин, слова Путина – сигнал губернаторам прекратить эту практику.
Лишь 40% региональных дорог соответствуют нормативам, говорит старший менеджер группы по управлению строительными проектами KPMG Алексей Медников. Большинство региональных фондов нуждаются в дополнительном финансировании, констатирует представитель Росавтодора, ситуация с федеральными трассами гораздо лучше, поскольку они несколько лет получают финансирование, на 100% покрывающее их потребности. С 2012 г. доля федеральных дорог, отвечающих нормативам, выросла с 39 до 63,5%, сообщил представитель Росавтодора.
Минтранс примет участие в разработке механизмов обеспечения контроля, говорит его представитель. Нарушители могут лишиться федеральных субсидий в дорожные фонды, рассказывает об одной из обсуждающихся мер Блинкин, но есть сомнения, что идею одобрят. Вряд ли регионы будут меньше брать денег из дорожных фондов, поскольку одновременно президент требует не сокращать социальные обязательства, не уточняя, где их брать, отмечает Блинкин. Даже если фонды будут полностью использоваться по назначению, это не решит проблемы качества дорог, говорит Медников: качество работ низкое, нормативы устарели – капитальный ремонт планируется через 12 лет, а нужен уже через три года.
© Пресс-служба РСПП
Комментарии (0)