Минфин решил выступить в неожиданной для себя роли, взявшись не допустить укрепления рубля. Сделать это ведомство собирается, подкорректировав бюджетное правило так, чтобы снова отправлять нефтяные сверхдоходы в резервы
Как Минфин хочет сдерживать рост рубля?
«Мы подготовили подарок в честь моего дня рождения — новый вариант бюджетного правила, согласно которому будем изымать все дополнительные доходы, которые должны получать, если будут высокие цены на нефть, в Резервный фонд», — заявил во вторник министр финансов Антон Силуанов. По его словам, в резервы следует направлять дополнительные доходы, поступающие в бюджет от цен на нефть свыше $50 за баррель. Новое правило «не допустит укрепления рубля и негативного влияния изменений цен на нефть на перспективы роста экономики, инфляции, процентных ставок и т.д.», сказал министр. Но заработает оно, вероятно, только в 2018 году, говорил на прошлой неделе заместитель Силуанова Максим Орешкин.
За курс рубля традиционно отвечал Центробанк, в дела которого правительство не вмешивается. Более того, с конца 2014 года ЦБ перешел к политике плавающего валютного курса и подчеркивает, что теперь курс определяется только спросом и предложением на рынке. Но обвал нефтегазовых доходов и трудности со сведением бюджета на 2016 год сделали Минфин заинтересованным игроком: более слабый рубль помогает бюджету компенсировать часть недополученных из-за падения цен на нефть экспортных доходов. В феврале агентство Reuters сообщало со ссылкой на двух высокопоставленных чиновников финансово-экономического блока, что правительство обсуждает уровень курса рубля (в качестве негласного ориентира), который мог бы помочь свести к минимуму потери бюджета при низких ценах на нефть. Минфин не допускает возможности целенаправленного ослабления курса рубля, сообщала тогда пресс-служба ведомства. Тогда же Reuters со ссылкой на оценки министерства писало, что укрепление курса национальной валюты на 1 руб. приводит к снижению доходов бюджета на 35–40 млрд руб.
Минфин опасается, что при росте цены на нефть, а вслед за ним — и укреплении рубля у правительства появится соблазн резко увеличить текущие расходы бюджета, говорит главный экономист по России и СНГ «Ренессанс Капитала» Олег Кузьмин. К тому же рост рубля приведет к тому, что «нас захлестнет волна импорта и все ненефтяные сектора станут неконкурентоспособными», — добавляет он. Силуанов не говорит об искусственном занижении курса рубля, уточняет главный экономист ФГ «БКС» Владимир Тихомиров. Но если заработает бюджетное правило и все дополнительные доходы от роста цен на нефть будут резервироваться, они не будут через госрасходы выходить на рынок, создавать давление на рост денежной массы и, соответственно, на рубль, объясняет экономист.
С январских минимумов цена нефти Brent выросла почти на 60%, до $44,8 за баррель (на 21:20 мск вторника), а курс рубля за это время укрепился на 26% (во вторник доллар на Московской бирже стоил 65,45 руб.). По данным терминала Bloomberg, 120-дневная корреляция между рублем и нефтью Brent достигает сейчас 79%, то есть с высокой вероятностью колебания рубля следуют за волатильностью нефтяных котировок. «Цена на нефть — ключевой волатильный фактор для бюджета», — сказал Силуанов во вторник. Рост нефтяных котировок, по его словам, дает российской экономике только «одноразовые скачки», тогда как ей нужен качественный, устойчивый рост.
Что такое бюджетное правило и как оно изменится?
Бюджетные правила понадобились с начала 2000-х годов, когда нефтегазовые доходы начали расти и возникла проблема, как их использовать — как и сколько сберегать, сколько направлять на финансирование расходов. На первом этапе, после кризиса 1998 года, правительство направляло нефтегазовые доходы на агрессивное сокращение внешнего долга и создание системы суверенных фондов. Вторая версия бюджетных правил, подготовленная в 2007 году, устанавливала предельный ненефтегазовый дефицит в 4,7% ВВП и размер нефтегазового трансферта (часть нефтегазовых доходов, направляемая на финансирование расходов) — не более 3,7% ВВП. Но эту модель фактически разрушил финансовый кризис 2008 года. Наконец, с 2013 года было введено новое бюджетное правило: оно устанавливало предельный объем расходов на уровне доходов при «базовой» цене нефти плюс 1% ВВП. Вторым ключевым элементом бюджетного правила было использование нефтегазовых доходов: сверхдоходы от превышения фактической цены нефти над базовой направлялись в Резервный фонд, а при достижении им величины 7% ВВП — в ФНБ.
Правило оказалось недостаточно жестким, хотя и использовалось при подготовке трехлетнего бюджета на 2014–2016 годы. Кроме того, как отмечал в 2013 году главный идеолог системы бюджетных правил Алексей Кудрин (к тому времени он уже не был министром финансов), последняя версия правила оказалась «с лазейкой, позволяющей тратить резерв на погашение бюджетного дефицита».
В прошлом году после обвала мировых цен на нефть бюджетное правило уже фактически не работало, поскольку цена нефти установилась намного ниже уровня, высчитанного правительством за предыдущие годы ($96 за баррель). Резервный фонд перестал наполняться и сейчас может только расходоваться. В результате однолетний кризисный бюджет на 2016 год вообще был сверстан без бюджетного правила.
В прежней версии бюджетного правила цена отсечения для наполнения суверенных фондов рассчитывалась как средняя цена нефти Urals за несколько предыдущих лет. Цена отсечения в новом правиле — $50 — выбрана по другому принципу: это наиболее вероятная «структурная» цена на нефть в долгосрочный период времени — следующие 10–15 лет, объяснил РБК чиновник финансово-экономического блока правительства. Он затруднился ответить на вопрос, будет ли эта цена пересматриваться ежегодно или же будет постоянной на протяжении нескольких лет.
По словам собеседника РБК, обсуждение конфигурации нового бюджетного правила еще продолжается, в том числе решается вопрос об использовании самого понятия «нормативная величина» Резервного фонда (7% ВВП до приостановки бюджетного правила), а потому пока преждевременно говорить о том, сохранится ли ранее принятый норматив. «Сейчас бюджетное правило рассматривается скорее не как залог бюджетной стабильности, а как залог стабильности макроэкономической», — поясняет он логику обсуждения механизма.
Что будет с рублем?
В резервных фондах, куда пойдут нефтяные сверхдоходы, средства хранятся в валюте. Чтобы их наполнить, Минфин, который получает налоги в рублях, будет покупать валюту экспортеров на рынке и тем самым сдерживать укрепление национальной валюты. Похожий механизм действовал при предыдущем главе ЦБ Сергее Игнатьеве, напоминает Кузьмин из «Ренессанс Капитала». Тогда плановые интервенции Банка России использовались для наполнения резервных фондов.
По расчетам «Ренессанс Капитала», при цене на нефть $50 за баррель рубль подорожает примерно до 62 руб. за доллар. Если нефть будет расти и дальше, при новом бюджетном правиле, правительство начнет пополнять резервные фонды. Это будет сдерживать курс рубля, но при подорожании барреля нефти на следующие $10 доллар будет стоить около 58,5 руб., а при нефти $70 за баррель — 55 руб., подсчитали аналитики инвесткомпании.
Что будет с инфляцией?
Минфин продемонстрировал, что собирается придерживаться жесткой бюджетной политики, говорит главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова. Но что будет с инфляцией, напрямую зависит от того, решит ли правительство, несмотря на бюджетное правило, наращивать социальные расходы, оговаривается она.
Прямого влияния на инфляцию бюджетное правило не окажет, соглашается главный эксперт Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Егор Сусин. «Но жесткая бюджетная позиция Минфина, а также его желание постепенно сокращать дефицит бюджета на 1% ВВП ежегодно будут снижать инфляцию, — считает он. — Ведь снижать дефицит бюджета планируют за счет оптимизации расходов и более эффективного управления ими». Совместные действия Минфина и ЦБ могут привести к значительному снижению инфляции через несколько лет, полагает эксперт.
У бюджетного правила есть и обратная сторона, за которую не раз критиковали Кудрина. Если с ценами на нефть повезет, резервы будут накапливаться, но одновременно правительство будет изымать значительную часть выручки от экспорта. Эти средства не будут возвращаться обратно в экономику, а значит — не будут способствовать ее росту, напоминает главный экономист ФГ «БКС» Владимир Тихомиров.
Читайте также:
Минфин намерен участвовать в формировании валютного курса
© Пресс-служба РСПП
Комментарии (0)