1 августа 2024

В июле 2024 года РСПП провёл очередной раунд опроса промышленников и предпринимателей.

Значение Сводного Индекса составило 50,1 пункта, оно вернулось в зону положительной оценки.

изображение

Индекс рынка производимой продукции остановился на отметке 52,2 пункта, его значение почти не отличается от значения, полученного в прошлый отчётный период.

Показатель «цены закупки» составил 25 пунктов, значение выросло сразу на 7,5 пункта. Если в июне порядка 60% респондентов отметили рост цен, то через месяц доля ответов «цены продолжают расти» сократилась до 50,7%.

Значение индикатора «цены продаж» – 57,4 пункта (+0,6 пункта). 80,3% участников опроса сообщили, что цены продаж остались прежними. 16,9% компаний за прошедший месяц подняли цены, и только 2,8% организаций решили опустить цены продаж.

Показатели спроса – в отрасли и на продукцию/услуги компаний – по-прежнему находятся в положительной зоне оценки, хотя их значения стали меньше. Значение индикатора «спрос в отрасли» составило 58,1 пункта против июньского значения 60,4 пункта; и значение индикатора «спрос на продукцию или услуги компаний» равно 59,2 пункта, оно опустилось по шкале на 4,7 пункта. По сравнению с данными, полученными в прошлый отчётный период, выросла доля компаний, которые отметили снижение спроса – и в отрасли, и на продукцию /услуги. Если в июне около 4% респондентов выбрали этот ответ, то в июле их доля достигла 8%.

Компонент Индекса «уровень конкуренции» составил 61,3 пункта. Чуть более пятой части опрошенных согласились с утверждением, что конкурентное давление стало сильнее. По оценкам остальных респондентов, ситуация не изменилась.

Значение Индекса B2B – 52,1 пункта, оно выросло на 1,3 пункта.

Значение индикатора «количество новых заказов» равно 63 пунктов. Новых заказов стало больше у 26,7% компаний. Их число не изменилось у 71,8% предприятий, и только у 1,5% компаний новых заказов стало меньше.

В прошлом месяце доля ответов «количество новых заказов выросло» составляла 33,8%. Соответственно, из-за перераспределения оценок индикатор опустился по шкале на 3,4 пункта.

Значение показателя «среднее время выполнения заказов» прибавило 6,5 пункта до значения 48,6 пункта. Большинство респондентов – 94,4% – сообщило, что время выполнения заказов в отчётный месяц не изменилось. Только в 4% компаний выполнение заказов стало занимать больше времени. В июне нейтральные ответы – «время не изменилось» – отмечали 84% участников, и 14% организаций были вынуждены увеличить сроки при выполнении текущих заказов.

Компонент Индекса «выполнение обязательств перед контрагентами» находится в положительной зоне оценки, набрав значение 52,8 пункта, тогда как индикатор «выполнение обязательств контрагентами перед компаниями» по-прежнему остаётся ниже пограничной отметки со значением 44 пунктов.

изображение

Значение Индекса логистики впервые за последние пять лет проведения опроса РСПП перешло в положительную зону оценки, оно достигло значения 50,1 пункта.

Индикатор «среднее время доставки» составил 45,8 пункта, его значение выросло сразу на 6,9 пункта. 85,9% респондентов сообщили, что время доставки в их компаниях за месяц не изменилось. В 11,3% организаций доставка стала занимать больше времени, чем в прошлом отчётном периоде, и в 2,8% компаний время доставки стало меньше.

В июне ни один из участников опроса не ответил, что компании удалось сократить время доставки, а доля ответов «время доставки за месяц выросло» была больше на 8 п.п.

Показатель «уровень складских запасов» составил значение 57,4 пункта (+0,3 пункта к июньскому значению).

Компонент Индекса «состояние сферы логистики в целом» поднялся по шкале на 5,1 пункта до значения 47,2 пункта. Это связано с сокращением доли негативных оценок на 5 п.п.

изображение

Значение Индекса B2G – 51,1 пункта, оно прибавило за месяц 0,4 пункта.

Показатель «взаимоотношения с органами власти» составил значение 53,2 пункта, что ниже июньского на 3,6 пункта. Если в прошлый отчётный период ни один из респондентов не выбрал ответ «отношения с органами власти стали хуже», то в июле об этом решили сообщить 2,8% опрошенных. В то же время на 4 п.п. сократилась доля положительных оценок.

Показатель «взаимоотношения с банками и финансовыми институтами» набрал значение 51,8 пункта (+2,9 пункта к июньскому значению). Десятая часть компаний остановилась на варианте «отношения с банками за месяц улучшились», а в июне с этим были готовы согласиться 5,7% организаций.

Значение компонента Индекса «взаимоотношения с иностранными партнёрами» выросло на 1,8 пункта до 48,2 пункта.

изображение

Индекс финансовых рынков равен значению 44,5 пункта, что ниже предыдущего значения на 1,8 пункта.

Показатель «финансовое положение компаний» поднялся выше пограничной отметки, составив 50,4 пункта. Большинство участников опроса (78,8%) сообщили, что положение не изменилось. 11,3% респондентов указали положительные оценки, а отрицательные отметили 9,9% компаний.

В июне доля отрицательных ответов «финансовое положение компаний ухудшилось» была больше на 4,5 п.п.

Значение показателя «состояние фондового рынка» почти не изменилось – 45,4 пункта.

Значение компонента Индекса «состояние валютного рынка» составило 37,6 пункта, оно снизилось сразу на 6,9 пункта. 22,5% участников увидели ухудшение ситуации на валютном рынке, остальные ответили, что ничего не изменилось. Доля отрицательных оценок выросла по сравнению с июнем на 12,5 п.п.

изображение

Индекс личных оценок состояния делового климата снова вернулся в положительную зону оценки со значением 50,4 пункта (+1,8 пункта к июньскому значению).

Если в прошлый отчётный период отрицательные оценки преобладали над положительными, то в июле ситуация изменилась, правда, перевес положительных ответов небольшой: 12,6% респондентов считают, что состояние делового климата в стране за месяц улучшилось, а 11,2% уверены в обратном. Соответственно, большинство опрошенных – 76,2% – не видит никаких изменений в состоянии делового климата.

изображение

Индекс социальной и инвестиционной активности в июле 2024 года.

Доля компаний, осуществлявших инвестиционные проекты, составила 67,6%. Она стала ниже на 3,8 п.п., однако эта разница укладывается в статистическую погрешность.

69,4% организаций из этого множества вели инвестиционные программы без каких-либо изменений в графике и/или в бюджете. 20,4% компаний отстали от графика, а 8,2% предприятий работали над инвестиционными проектами, опережая планируемые сроки.

Десятой части организаций пришлось сократить объёмы инвестиций, и столько же опрошенных компаний сумели их увеличить.

Распределение ответов за месяц изменилось незначительно, в рамках статистической погрешности.

Работников в отчётный период нанимали 91,5% организаций (-2,8 п.п., разница укладывается в статистическую погрешность).

Только 1,4% компаний сообщили, что им пришлось уволить часть сотрудников.

Меры по сокращению рабочего времени для оптимизации издержек использовали 2,8% организаций.

Социальные программы для сотрудников действовали в 91,5% опрошенных предприятий. Социальной поддержкой других категорий граждан занимались 54,9% компаний.

75,4% компаний, направлявших средства на социальные программы для работников, осуществляли дополнительные выплаты средств, которые не предусмотрены ТК РФ.

63,1% организаций оплачивали работникам программы добровольного медицинского страхования.

60% компаний предоставляли сотрудникам путёвки на санаторно-курортное лечение и детский отдых.

Транспорт и доставку на работу обеспечивали своим сотрудникам 58,5% компаний, а питание обеспечивали 55,4% предприятий.

Жилищные программы, включая ипотеку, осуществляли 35,4% компаний.

Программы дополнительного пенсионного страхования вели 13,8% компаний.

Распределение ответов изменилось незначительно.

Некоторые респонденты дали собственные ответы на вопрос – компании предоставляли сотрудникам дополнительные дни отпуска, вели программы поддержки и развития молодых специалистов, осуществляли корпоративные программы развития спорта, дарили подарки детям сотрудников на праздники, вели профориентационные программы для детей и подростков; предоставляли культурно- и спортивно-оздоровительное обслуживание и др. (в том числе оплачивали абонементы в бассейн), обеспечивали поддержку работников-участников СВО, проводили обучение сотрудников по дополнительным специальностям, предоставляли скидки и льготы на приобретение продукции компании, оплачивали мобильную связь, осуществляли бесплатные медицинские осмотры, оказывали поддержку пострадавшим на производстве, производили выплаты за причинение морального вреда.

изображение

*За 100% принято общее множество компаний, которые ответили, что осуществляли социальные программы для работников. Компании могли выбрать несколько вариантов ответа, поэтому суммарно доли не сводятся к 100%.

Бюджет на социальные программы остался без изменений в 72,3% организаций. В 26,2% предприятий затраты на социальные программы выросли, и в 1,5% компаний они были сокращены. По сравнению с прошлым отчётным периодом, компании стали несколько чаще отвечать, что бюджет на социальные программы был увеличен. Доля этого ответа выросла на 9 п.п.

Как и в июне, 74,6% опрошенных предприятий принимали участие в реализации дополнительных мер по снижению напряжённости на рынке труда.

59,2% компаний осуществляли опережающее обучение сотрудников. 54,9% организаций направляли работников на стажировку.

Организацией временной занятости занимались 39,4% компаний.

Комментарии (0)

Добавить комментарий