21 июня 2024

19 июня состоялось очное заседание Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. Члены Нацсовета обсудили концепцию целевой модели обновления профстандартов, доклад о независимой оценке квалификации в 2023 году, предложения по введению в Российской Федерации профессиональных степеней и другие вопросы

82 Нацсовет прошел под председательством главы Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям Александра Шохина.

R_3_1180.JPG

По первому вопросу повестки дня – о проекте концепции целевой модели обновления профессиональных стандартов – выступил заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации Дмитрий Платыгин. Гибкая система профессиональных стандартов призвана обеспечить потребность экономики в кадрах, отметил спикер.

Реализация многоуровневой системы профстандартов потребует дополнительной детализации описания трудовых функций, знаний и умений, которая будет осуществляться в вводимом формате квалификационных характеристик, сказал Платыгин. «Таким образом, профстандарты как вид профессиональной деятельности будут являться нормативной базой, которая не будет подвержена частым изменениям, а квалификационные характеристики, не имеющие нормативного статуса, будут гибкими. Они будут формироваться советами по профессиональным квалификациям с учетом изменений требований работодателей», – резюмировал спикер.

Платыгин также рассказал о пилотном проекте Минтруда, Минобрнауки и Минпросвещения, в рамках которого разработаны образовательные программы и квалификационные характеристики по нескольким профессиям.Также в настоящее время завершается работа по сопряжению классификаторов сферы труда и классификаторов, используемых в сфере образования.

Генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин отметил, что важным направлением повышения гибкости системы профессиональных стандартов должно стать распространение практики утверждения подуровней квалификаций, позволяющих более точно дифференцировать требования к знаниям, умениям и опыту работников.

Национальный совет предложил Минтруду России продолжить работу по доработке концепции целевой модели обновления профессиональных стандартов с участием советов по профессиональным квалификациям и других заинтересованных организаций. К обсуждению вопроса предложено вернуться не позднее III квартала 2024 года.

Шадрин также представил проект доклада о состоянии, динамике развития и результатах деятельности в сфере независимой оценки квалификации (НОК) в 2023 году. Спикер отметил, что в прошедшем году количество граждан, прошедших НОК, выросло более чем в три раза. Динамика связана, в первую очередь, с изменениями в Градостроительном кодексе РФ: с 1 сентября 2023 года прохождение НОК стало обязательным для ряда специальностей в строительстве и архитектурном проектировании.

«Инфраструктура независимой квалификации, включая центры оценки квалификаций, экзаменационные площадки, информационную систему реестра НОК, показала свою работоспособность, – отметил руководитель Национального агентства. – Этот опыт продемонстрировал востребованность независимой оценки квалификации. Далеко не все, кто сдавал профессиональный экзамен, его выдержали. Около 15% соискателей не прошли НОК, имея даже соответствующие допуски по образованию. Независимая оценка выступила в качестве работающего инструмента контроля знаний и умений соискателей».

По мнению генерального директора Национального агентства, важно распространять практику совмещения государственной итоговой аттестации с независимой оценкой квалификации (ГИА-НОК). Пилотный проект ГИА-НОК реализуется в университетах на протяжении последних двух лет.

В 2024 году, согласно поручению Президента, также начат процесс гармонизации практики проведения демонстрационного экзамена и НОК в среднем профессиональном образовании. В настоящее время соответствующий формат реализуется по программам СПО в металлургии и машиностроении. Проект осуществляется при активном участии СПК горно-металлургического комплекса и СПК машиностроения, которые обеспечили совмещение форматов проведения демонстрационного экзамена и независимой оценки квалификации в профильных колледжах.

«Такой механизм итоговой аттестации повышает мотивацию обучающихся к освоению в полном объеме содержания образовательных программ и администрации образовательных организаций – к выстраиванию образовательной деятельности в формате, позволяющем обеспечить в полном объеме получение студентами знаний и умений в соответствии с требованиями актуальных профессиональных стандартов», – отметил Шадрин.

Членами Национального совета было принято решение одобрить проект доклада о независимой оценке квалификации и разместить его на сайтах Национального совета и Национального агентства. При этом было отмечено, что утвержденный документ детализирует в части вопросов НОК доклад Национального совета «О результатах и направлениях развития Национальной системы квалификации», подготовленный в мае текущего года и направленный Президенту Российской Федерации.

Руководитель рабочей группы Национального совета по развитию профессионального образования и обучения в Национальной системе квалификаций Ярослав Кузьминов выступил с докладом о предложениях по введению в Российской Федерации профессиональных степеней. Он подчеркнул, что профессиональная степень станет признанием персональных заслуг в производственной и творческой деятельности.

Заместитель министра науки и высшего образования РФ Дмитрий Пышный предложил продолжить работу над концепцией профессиональных степеней, и, в частности, определить сферы профессиональной деятельности, в которых они будут вводиться.

По результатам обсуждения было принято решение о продолжении работы над концепцией и проектами соответствующих нормативных правовых актов в рамках рабочей группы Национального совета по развитию системы профессионального образования и обучения в Национальной системе квалификаций.

Дмитрий Платыгин представил проекты приказов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении Макета профессионального стандарта» и «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта». Национальный совет принял решение одобрить представленные документы.

Также Платыгин доложил Национальному совету о результатах контроля деятельности советов по профессиональным квалификациям. Минтруд России проводит проверки СПК по графику, одобренному на заседании Национального совета 16 декабря 2020 года. В ходе проверок оценивается соответствие деятельности советов нормам, установленным законодательством в сфере независимой оценки квалификации.

В 2023 году министерство провело проверки в отношении советов по профессиональным квалификациям в области информационных технологий, в сфере гостеприимства, в здравоохранении, в лифтовой отрасли, сфере подъемных сооружений и вертикального транспорта, в машиностроении; на железнодорожном транспорте, в строительстве и в электроэнергетике. В первом квартале 2024 года также проводилась проверка деятельности советов по профессиональным квалификациям в нефтегазовом комплексе и в отрасли судостроения и морской техники. Нарушений во время проведенных проверок выявлено не было.

По итогам рассмотрения данного вопроса рабочей группе Национального совета по профессиональным стандартам и координации деятельности советов по профессиональным квалификациям было поручено совместно с АНО «Национальное агентство развития квалификаций» выработать формат описания и распространения лучших практик деятельности советов по профессиональным квалификациям.

Национальное агентство развития квалификаций (www.nark.ru) является базовой организацией Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, оператором системы независимой оценки квалификаций, обеспечивает организационно-методическую поддержку отраслевых советов по профессиональным квалификациям, содействует развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации; формирует согласованную позицию организаций, представляющих бизнес-сообщество, в их взаимодействии с государственными и негосударственными структурами, ответственными за развитие образования; содействует становлению независимых, в том числе общественно – государственных институтов, участвующих в развитии качества рабочей силы, оценке результатов образования, обучения и трудового опыта.

Комментарии (0)

Добавить комментарий