В январе 2024 года РСПП провёл очередной раунд опроса промышленников и предпринимателей. Сводный Индекс поднялся до 49,3 пункта, и это его максимальное значение за последние шесть лет исследования.
Индекс рынка производимой продукции перешёл в положительную зону оценки, набрав 50,8 пункта, что на 2,5 пункта выше декабрьского значения.
По оценке 72,1% респондентов, цены закупки продолжают расти. Доля этого ответа выросла, по сравнению с данными за декабрь, на 7,1%. Соответственно, данный индикатор опустился по шкале на 3 пункта до значения 12 пунктов.
Противоположный тренд наблюдается в случае динамики показателя «цены продаж» – его значение прибавило 8 пунктов и составило в итоге 63,4 пункта. Если в декабре 2023 года чуть более четверти опрошенных сообщили, что цены продаж выросли, то в январе этот вариант указали уже 30,4% компаний.
Динамика спроса положительная: индикаторы «спрос в отрасли» и «спрос на продукцию / услуги компаний» достигли значений 60,7 пункта и 58,3 пункта, соответственно. 31,3% организаций ответили, что спрос в отрасли в отчётный период вырос; несколько меньше – 26,8% респондентов – отметили увеличение спроса на продукцию или услуги самих компаний. Второй месяц подряд динамика спроса в отрасли опережает темпы роста спроса на продукцию компаний – до этого всё было наоборот.
По оценке большинства опрошенных – 73,2% – конкурентная среда за месяц не изменилась. Чуть меньше четверти компаний (22,3%) отметили, что уровень конкуренции стал выше. Значение индикатора составило 59,6 пункта, в декабре оно было равно 58,7 пункта.
Значение Индекса B2B – 50,4 пункта, оно выросло в отчётный период на 2,9 пункта.
Новых заказов стало больше у трети опрошенных предприятий (в декабре доля этого варианта была ниже на 2,5 п.п.). У 57,1% компаний количество заказов осталось прежним, и у десятой части организаций оно снизилось. Индикатор составил значение 61,4 пункта, прибавив 4,2 пункта.
Показатель «среднее время выполнения заказов» не изменил своё значение – оно и в декабре, и в январе равно 45,5 пункта.
Индикатор «выполнение обязательств компаний перед контрагентами» поднялся до значения 52,7 пункта (+4,2 пункта) – в основном, респонденты отвечали, что всё осталось по-прежнему, в десятой части опрошенных компаний невыполненных обязательств стало меньше, и в 5% организаций их число, наоборот, увеличилось. По сравнению с данными за декабрь, доля ответов «невыполненных обязательств стало меньше» выросла в два раза.
Показатель «выполнение обязательств контрагентами» составил в отчётный месяц 42 пункта, значение прибавило 3,1 пункта. Изменение значения связано с тем, что компании стали чаще отвечать «невыполненных обязательств стало меньше» – доля выросла на 2,5 п.п.
Индекс логистики в январе составил 46,9 пункта, его значение прибавило за месяц 1,6 пункта.
Сроки доставки не изменились в 75,1% компаний, а выросли они в 21,4% организаций. В декабре замедление скорости доставки респонденты отмечали реже – в 12,5% случаев. Соответственно, значение показателя снизилось на 1,6 пункта до 40 пунктов.
Ситуация со складскими запасами улучшилась в четверти опрошенных предприятий, доля выросла на 5 п.п. Индикатор поднялся по шкале до значения 56,9 пункта (+ 6 пунктов).
Компонент Индекса «состояние сферы логистики в целом» равен значению 43,8 пункта, в декабре он был ниже на 0,4 пункта.
Индекс B2G снова вернулся в положительную зону оценки, набрав значение 50,3 пункта против декабрьского 48,1 пункта.
В основном, участники опроса высказывались нейтрально, оценивая динамику взаимоотношений бизнеса с финансовыми институтами и органами власти. В первом случае ответ «ситуация не изменилась» указали 91,1% компаний, а во втором – 88,4% организаций.
По мнению 5,4% респондентов, отношения бизнеса и финансовых институтов за месяц стали лучше; негативные оценки поставили 3,5% опрошенных. Доля негативных ответов снизилась почти в два раза, и в итоге индикатор составил 50,9 пункта (+2,1 пункта).
Об отношениях бизнеса и власти положительно высказалась в январе десятая часть компаний, вариант «отношения за месяц ухудшились» отметили только 1,8% организаций. По сравнению с декабрьскими данными, доля негативных оценок сократилась сразу на 7 п.п. Из-за этого перераспределения значение индикатора выросло на 4,5 пункта до 54,5 пункта.
Показатель «взаимоотношения с иностранными партнёрами» сохранил своё значение – 45,5 пункта.
По итогам январскоПо итогам январского раунда опросов значение Индекса финансовых рынков равно 49,4 пункта – впервые с июля 2021 года оно поднялось выше 49 пунктов.
Более пятой части респондентов ответили, что финансовое положение их компаний в отчётный период улучшилось. 71,5% организаций указали нейтральный ответ «ситуация осталась без изменений», а негативные оценки поставили только 7,1% опрошенных.
В декабре вариант «финансовое положение ухудшилось» отмечали 20% организаций.
Благодаря такому сокращению доли негативных оценок индикатор смог подняться по шкале сразу на 10,1 пункта до значения 57,4 пункта.
Большинство предприятий – 91,9% – считают, что в отчётный месяц состояние фондового рынка не изменилось. 5,4% компаний увидели некоторое ухудшение ситуации, а 2,7% организаций – улучшение. Негативные оценки участники опроса стали выбирать значимо реже – в декабре доля была равна 12,5%.
Соответственно, индикатор составил 48,7 пункта, прибавив 5,3 пункта.
Показатель «состояние валютного рынка», напротив, опустился по шкале – на 1,8 пункта до значения 43,3 пункта. По мнению 16,1% респондентов, ситуация на валютном рынке стала хуже, чем была в предыдущем отчётном месяце. Доля негативных оценок выросла на 2 п.п.
Значение Индекса личных оценок состояния делового климата равно по итогам опроса 48,2 пункта, оно стало выше на 6,6 пункта.
Почти три четверти опрошенных уверены, состояние делового климата в стране за месяц не изменилось. Положительный ответ «состояние улучшилось» выбрали 11,6% респондентов, а негативные оценки указали 14,2% компаний.
В декабре доля негативного варианта составляла 21%, за месяц она стала ниже почти на 7 п.п.
Индекс социальной и инвестиционной активности в январе 2024 года
Инвестиционные проекты осуществляли 61,6% компаний, принявших участие в опросе. Доля выросла на 3,8 п.п. (рост значения укладывается в статистическую погрешность).
В 75,7% организаций, которые вели инвестиционные программы, они шли без изменения графика и/или бюджета.
От графика отстали 11,4% предприятий – доля сократилась на 14,4 п.п., и это изменение значимо.
С опережением графика вели работу 5,7% компаний.
Увеличить объёмы инвестиций сумели в отчётный период 8,6% опрошенных компаний, а сократить их пришлось 4,3% организаций.
83% опрошенных организаций нанимали работников в прошедший месяц, доля стала больше на 5,9 п.п.
3,6% компаний в отчётный период уволили часть сотрудников, в декабре об этом заявило больше компаний – 8,4%.
8% организаций использовали различные меры по сокращению рабочего времени для оптимизации издержек. Их доля сократилась на 2 п.п. (изменение значения укладывается в статистическую погрешность).
Социальные программы для сотрудников действовали в 84,4% опрошенных компаний (+13,7 п.п. к значению, полученному в декабре). 44,6% предприятий выделяли средства на социальную поддержку других категорий граждан, их доля изменилась на 1,2 п.п. в меньшую сторону, что статистически не значимо.
67,7% компаний из числа организаций, направлявших средства на социальные программы для работников, осуществляли дополнительные выплаты средств, которые не предусмотрены ТК РФ.
Две трети организаций оплачивали транспорт для сотрудников или доставку на работу.
В 60,2% компаний действовали программы дополнительного медицинского страхования.
58,1% предприятий оплачивали путёвки и санаторно-курортное лечение своих сотрудников, детский отдых.
52,7% компаний обеспечивали сотрудников питанием.
Жилищные программы, включая ипотечные, вели 30,1% организаций.
16,1% опрошенных компаний заключили договоры по программам дополнительного пенсионного страхования.
Некоторые респонденты дали собственные ответы на вопрос – компании предоставляли сотрудникам дополнительные дни отпуска, осуществляли корпоративные программы развития спорта, дарили подарки детям сотрудников на праздники, вели профориентационные программы для детей и подростков; предоставляли культурно- и спортивно-оздоровительное обслуживание и др. (в том числе оплачивали абонементы в бассейн), обеспечивали поддержку работников-участников СВО, проводили обучение сотрудников по дополнительным специальностям, предоставляли скидки и льготы на приобретение продукции компании, компенсировали затраты на аренду жилья для иногородних сотрудников.
В целом, социальные программы компаний изменились мало: за месяц значимо выросла доля организаций, оплачивавших транспорт и доставку сотрудников на работу, также стало больше организаций, в которых действуют программы ДМС. В остальном данные сохраняют преемственность.
Как и в декабре, порядка 70% респондентов сообщили, что бюджет на социальные программы остался прежним. В 27,7% компаний расходы на поддержку сотрудников выросли. Только 2,1% участников опроса отметили вариант «бюджет на социальные программы был сокращён».
Две трети опрошенных организаций участвовали в реализации дополнительных мер по снижению напряжённости на рынке труда. Их доля выросла на 10 п.п.
Опережающим обучением сотрудников занимались 49,1% компаний (доля стала больше на 14,1 п.п.)
Стажировки сотрудников проводили 42% предприятий, их доля не изменилась.
Временную занятость организовывали 25,9% организаций (доля выросла на 8,4 п.п.).
Комментарии (0)