9 февраля 2024

7 февраля в рамках Недели российского бизнеса Российского союза промышленников и предпринимателей прошел Отраслевой форум «От импортозамещения к импортоопережению». Один из участников мероприятия, генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин, представил в своем докладе комплекс решений для преодоления кадрового дефицита

«Наш форум проходит в дни своеобразного юбилея – десять лет со дня введения первых санкций против России. Десять лет мы уже живем в импортозамещающем формате, и мы научились жить весьма неплохо, начинаем извлекать уроки», – сказала модератор Форума, первый заместитель генерального директора Фонда «Национальное интеллектуальное развитие» Наталья Попова. По её мнению, в настоящее время речь идет не только о технологическом суверенитете, но и кадровом, ценностном, финансовом, суверенитете в сфере ИТ.

005_1DX_9902.jpg

«В течение последних двух лет компании сделали рывок в импортозамещении, которое становится все больше импортоопережением, основанным на новой технологической базе, – сказал в приветственном слове президент РСПП, председатель Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям Александр Шохин. – Опрос РСПП показал, что в 2023 году более 35% компаний реализовывали крупные инвестиционные проекты, и столько же компаний планируют реализовывать их в текущем году».

Однако, как отметил спикер, импортозависимость российских компаний остается достаточно высокой. Именно поэтому нужны эффективные меры государственной поддержки. Одна из ключевых проблем в этом процессе – дефицит квалифицированных кадров, включая как рабочие, так и инженерные и исследовательские кадры.

В условиях дефицита начинается нездоровая конкуренция за кадры. «Противодействовать этому можно только созданием эффективного механизма переподготовки кадров, независимой оценкой их квалификации, ростом производительности труда, – уверен Шохин. – Без инвестиций, без модернизации производства, без новых технологических решений мы не сможем обеспечить резкий рост производительности труда».

Артем Шадрин назвал несколько направлений решения проблемы дефицита кадров: государственная поддержка роста производительности труда, актуализация содержания образовательных программ высшего образования и СПО исходя из потребностей рынка труда, повышение территориальной мобильности рабочей силы и содействие трудоустройству лиц в трудной жизненной ситуации.

Почти 90% опрошенных РСПП работодателей, указали обучение, повышение квалификации, переподготовку в числе мер, обеспечивающих рост производительности труда. Спикер считает, что эти задачи поможет выполнить внедрение систем наставничества и технологий обучения на производстве. Это обеспечит адаптацию новых сотрудников, снижение времени на их обучение, сокращение брака и травматизма, повысит мотивацию и вовлеченность работников.

Шадрин подробно рассказал о двух проектах Базового центра подготовки кадров, входящего в структуру Национального агентства: «Квалификация НАСТАВНИК» и «Кадры для высокотехнологичного предприятия». В настоящее время Базовый центр проводит отбор заявок предприятий для участия в проектах 2024 года, сообщил спикер и пригласил желающие организации включиться в проекты для получения методической и консультативной помощи.

Что касается второго направления – актуализации содержания образовательных программ – решение этой задачи потребует вовлечения работодателей непосредственно в деятельность образовательных организаций и в актуализацию профстандартов и квалификаций, ФГОСов, примерных образовательных программ СПО и пр., убежден глава Национального агентства.

Важную роль в решении задач подготовки кадров должны играть органы государственной власти федерального и регионального уровней. В частности, положения, касающиеся развития Национальной системы квалификаций, целесообразно включить в отраслевые документы стратегического планирования, национальные и ведомственные проекты, госпрограммы. Для повышения эффективности решения кадровых задач имеет смысл наделить одного из заместителей министра в каждом ФОИВ ответственностью за кадровое развитие в курируемых отраслях, считает спикер.

На несоответствие контрольных цифр приема в образовательные организации и реальной потребности отрасли в кадрах указал в своем выступлении статс-секретарь-заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации Максим Увайдов. По данным спикера, около трех тысяч сельскохозяйственных предприятий различного масштаба уже работают с отраслевыми вузами и колледжами, организуют стажировки и практики студентов. Он также отметил федеральный проект «Профессионалитет» в качестве эффективного инструмента подготовки квалифицированных кадров.

Увайдов предложил в качестве основного параметра успешности вузов в национальном рейтинге образовательных организаций учитывать процент выпускников, оставшихся работать на предприятиях отрасли.

На Форуме также выступили председатель Комиссии РСПП по агропромышленному комплексу и продовольственной безопасности Виктор Бирюков, руководитель отдела аграрной политики Института аграрных исследований НИУ ВШЭ Рената Янбых, директор по стратегическим программам и инновационному развитию ПАО «Ростелеком» Алексей Митькин, председатель Комиссии РСПП по строительному комплексу Владимир Дедюхин, член Правления РСПП, соучредитель компании «Беспилотные технологии» Иван Утенков.

Национальное агентство развития квалификаций (www.nark.ru) является базовой организацией Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, оператором системы независимой оценки квалификаций, обеспечивает организационно-методическую поддержку отраслевых советов по профессиональным квалификациям, содействует развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации; формирует согласованную позицию организаций, представляющих бизнес-сообщество, в их взаимодействии с государственными и негосударственными структурами, ответственными за развитие образования; содействует становлению независимых, в том числе общественно – государственных институтов, участвующих в развитии качества рабочей силы, оценке результатов образования, обучения и трудового опыта.

Комментарии (0)

Добавить комментарий