23 ноября 2023

22 ноября в МИА «Россия сегодня» прошла пресс-конференция «Национальная система квалификаций, на пороге 10-летия», посвященная предварительным итогам 2023 года и задачам развития Национальной системы квалификаций в ближайшей перспективе.

PSV_4170.JPG

На пресс-конференции выступили председатель Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин и генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин.

«В апреле 2024 года исполнится 10 лет с начала работы Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. Соответственно, мы считаем эту дату точкой отсчета Национальной системы квалификаций, которая обеспечивает взаимодействие работодателей и системы подготовки кадров, ‒ сказал во вступительном слове Александр Шохин. – Работодатели составляют ядро Национального совета, в него также входят представители федеральных органов исполнительной власти, представлены и профессиональные сообщества, профсоюзы. За годы работы Национальный совет показал себя хорошей рабочей площадкой для взаимодействия работодателей с органами исполнительной власти и социальными партнерами».

В связи с текущей ситуацией глава Национального совета отметил, что если несколько лет под напряженностью на рынке труда подразумевалась безработица, то сегодня в российской экономике наблюдается кадровый голод как в региональном, так и отраслевом разрезе. Миссией НСК в этой ситуации является трансляция текущих и перспективных потребностей рынка труда в содержание образовательных программ среднего профессионального и высшего образования, программ профессиональной переподготовки. «Контроль соответствия программ подготовки требованиям работодателей, выраженным в профстандартах, реализуется через независимую оценку квалификации. Поэтому несколько лет назад мы ставили вопрос о совмещении государственной итоговой аттестации с независимой оценкой квалификации», ‒ подчеркнул Шохин.

Спикер сообщил, что пилотный проект по совмещению государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификации, осуществляемый Национальным агентством развития квалификаций, Минобрнауки России и Рособрнадзором успешно реализуется второй год подряд. В текущем году он идет уже в 29 вузах страны. Совмещение итоговой аттестации и независимой оценки квалификации формирует дополнительную мотивацию к актуализации содержания образовательных программ, вовлечению работодателей в их реализацию.

Одно из поручений Президента по итогам президиума Госсовета 21 сентября в Великом Новгороде касается проведения государственной итоговой аттестации по программам среднего профессионального образования в форме демонстрационного экзамена и признание демонстрационного экзамена в системе независимой оценки квалификаций, обратил внимание спикер.

«Динамика независимой оценки квалификации впечатляющая. Так, если в 2022 году в профессиональных экзаменах приняло участие 54 тыс. человек, то за 11 месяцев 2023 года их количество возросло более чем в 2,5 раза до почти 150 тысяч», ‒ констатировал председатель Национального совета. Этот рост во многом обусловлен вступлением в силу поправок в Градостроительный кодекс, в соответствии с которыми обязательным стало прохождение профессионального экзамена по видам профессиональной деятельности, связанным с проведением инженерных изысканий и подготовкой проектной документации, пояснил Шохин.

«Мы считаем, что надо расширять практику использования механизмов независимой оценки квалификаций по ряду других отраслей и заменять другие менее прозрачные, менее достоверные механизмы подтверждения квалификации. Хотелось бы, чтобы 10-летие Национальной системы квалификаций ознаменовалось выстраиванием системы, когда федеральные министерства будут плотно работать с профессиональным сообществом», ‒ подчеркнул спикер.

«Отмечу также позитивную динамику развития инфраструктуры независимой оценки квалификации. В настоящее профессиональные экзамены могут проводиться более чем в 2,5 тысяч пунктах прохождения НОК, при этом только с начала года открылось более 250 пунктов. К настоящему времени экзаменационные площадки представлены в 83 субъектах Российской Федерации. Сеть экзаменационных площадок распространяется за пределы России – в страны исхода трудовых мигрантов», ‒ сообщил глава Нацсовета.

Говоря об актуальных задачах развития Национальной системы квалификаций, Александр Шохин отметил несколько ключевых направлений:

  • повышение гибкости системы профессиональных стандартов, скорости их разработки и вступления в силу ‒ в частности, предлагается отменить для них действие положений закона «Об обязательных требованиях», откладывающих до полугода срок вступления в силу профессиональных стандартов после их принятия;

  • отменить срок вступления в силу профессиональных стандартов после их принятия, который сейчас составляет до полугода;

  • инкорпорирование кадровой тематики и независимой оценки квалификации в отраслевые стратегии развития;

  • стыковка национальных систем квалификаций стран-участниц Евразийского союза и стран исхода трудовых мигрантов, включая взаимное признание дипломов и других документов об образовании и профессиональной квалификации.

Генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин рассказал о реализации инструментов НСК в регионах.

«Взаимодействие предприятий и организаций среднего и высшего образования удается организовать наиболее системно посредством применения инструментов Национальной системы квалификаций. С этой точки Национальное агентство инициировало проект по использованию инструментов НСК в субъектах Федерации, и первым пилотным регионом стал Красноярский край», ‒ сказал Шадрин.

Спикер сообщил, что в апреле 2023 года было подписано четырехстороннее соглашение между Национальным агентством и министерством промышленности, министерством образования Красноярского края и региональным Агентством по труду и занятости. Проект предполагает выявление и формальное описание потребности в знаниях и умениях работников со стороны предприятий и актуализацию под эти потребности содержания образовательных программ. В пилотном проекте принимают участие ведущие региональные предприятия края, включая АО «Красмаш», АО «Решетнев», Горно-химический комбинат Росатома и др.

За полгода реализации проекта сделано очень многое, подчеркнул Шадрин. В частности, изменение содержания образовательных программ составило от 20% до 70%. Был ускорен переход к производственной практике, проведена стажировка мастеров производственного обучения. «Данный подход мы считаем правильным, и этот проект может быть тиражирован в других регионах страны, ‒ отметил руководитель Национального агентства. ‒ О нем мы подробно расскажем на предстоящем Всероссийском форуме».

Руководитель Национального агентства также пригласил всех желающих к участию в IX Всероссийском форуме «Национальная система квалификаций России», который стартует 27 ноября. Форум откроется онлайн-марафоном с регионами, внедряющими инструменты НСК, и продолжится 28 ноября в очно-дистанционном формате на площадке КВЦ «Экспофорум» (Санкт-Петербург, Петербургское шоссе, 64/1).

Актуальная программа Форума и информация о спикерах представлена на сайте NSK-forum.ru. Все мероприятия Форума будут транслироваться онлайн.

Видео пресс-конференции, посвященной 10-летию Национальной системы квалификаций

Национальное агентство развития квалификаций (www.nark.ru) является базовой организацией Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, оператором системы независимой оценки квалификаций, обеспечивает организационно-методическую поддержку отраслевых советов по профессиональным квалификациям, содействует развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации; формирует согласованную позицию организаций, представляющих бизнес-сообщество, в их взаимодействии с государственными и негосударственными структурами, ответственными за развитие образования; содействует становлению независимых, в том числе общественно – государственных институтов, участвующих в развитии качества рабочей силы, оценке результатов образования, обучения и трудового опыта.

Комментарии (0)

Добавить комментарий