Следующим шагом после объединения ФНС и ФТС станет ужесточение контроля за собираемостью налогов и таможенных платежей. Минфин хочет побороть серый импорт и предлагает отлучать должников перед бюджетом от госуслуг.
Собрать доходы любой ценой
Минфин готовит ужесточение фискальной системы по всем видам платежей в бюджет, новые меры коснутся не только бизнеса, но и граждан. Речь идет о широком наборе потенциальных мер — от фактического объединения налоговой декларации по НДС с таможенной декларацией до запрета должникам перед бюджетом пользоваться госуслугами.
РБК удалось ознакомиться с рабочими материалами плана мероприятий по улучшению администрирования доходов бюджетной системы и улучшению эффективности работы с дебиторской задолженностью. План подготовлен вслед за передачей ФНС, ФТС и Росалкогольрегулирования в единую систему администрирования платежей под руководством Минфина. Президент Владимир Путин подписал указ об этом 14 января, а спустя неделю замминистра финансов Максим Орешкин, выступая на коллегии Минфина, сообщил о том, что план направлен на изучение в правительство.
Как следует из документов, Минфин намерен собирать доходы максимально жестко. Так, гражданам — должникам по платежам в бюджет (неоплаченные штрафы и пени) предлагается запретить пользоваться госуслугами. Разработать детали этой меры Минюст и МВД предлагают к июню 2016 года. Пока неясно, доступ к каким госуслугам может быть ограничен. Как следует из портала gosuslugi.ru, самые распространенные — это выдача загранпаспорта, запись к врачу, регистрация автомобилей и т.д.
И это не все угрозы для граждан. Например, штрафы для неплательщиков могут принудительно взыскиваться через вычет из зарплаты. При этом обсуждается возможность заменять штрафы за неуплату в бюджет на обязательные принудительные работы, административный арест или дисквалификацию. Кроме того, предлагается запрещать въезд в Россию иностранцам, которые имеют долги перед российским бюджетом. Но предусматривается и возможность оплатить долги на границе.
Дополнительные проверки
В отношении компаний оперативные меры предусматривают запрет на участие в госконтрактах при наличии не только задолженности по налогам, но и по таможенным платежам. Саму систему проверок предлагается максимально расширить, прежде всего в части, которая касается внешнеэкономической деятельности. Предлагается наделить таможенные органы правом при проведении таможенной проверки запрашивать у банков документы и сведения, касающиеся не только деятельности непосредственно проверяемых организаций, но и связанных с ними лиц и компаний. Банки же могут получить право на отказ в валютной операции и на расторжение договора банковского счета в случае совершения клиентом незаконных валютных операций.
«Вопрос в том, чтобы не было избыточных проверок и запросов информации. Если информация касается непосредственно определенной партии товаров, то здесь вопросов нет. Но не нужно давать возможность [контрольным органам] расширительно толковать возможности проверок, — считает председатель правления Ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов. — Есть добропорядочные игроки, которые не создают компанию под конкретный груз. Расширительное толкование приведет к тому, что при ввозе груза начинает проверяться излишняя цепочка юридических лиц, которые не имеют отношения к данной поставке. Это избыточно».
Источник на рынке поставщиков продовольственных товаров считает, что введение этой нормы приведет к тому, что «рикошетно увеличится количество проверок, что не является плюсом для бизнеса», а эффективность данной меры в борьбе с серым импортом не прояснена.
Отбеливание серого импорта
Другой блок подготовленного плана напрямую направлен на борьбу с серыми импортными схемами. Так, предлагается установить обязанность налогоплательщика по отражению наименований и количества иностранных товаров в привязке к номеру таможенной декларации. По замыслу разработчиков предложений, такая информация должна будет отражаться и в декларации по НДС. Обсуждается возможность внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс уже в июне. «В условиях нынешней бюджетной ситуации фискальный эффект должен базироваться на изъятии несправедливого конкурентного преимущества тех, кто сейчас находится в серой зоне и не платит налоги», — объяснял Максим Орешкин основные принципы подхода к составлению плана мероприятий в минувшую пятницу.
Впрочем, источник РБК в правительстве говорит о том, что пока решено не торопиться с серьезным изменением правил, поскольку они требуют дополнительной оценки их влияния.
«К сожалению, в некоторых положениях плана речь идет именно о развитии системы наказания. А бизнесу, конечно, хотелось бы больше развития системы информационного учета НДС», — отмечает руководитель экспертного центра при бизнес-омбудсмене Анастасия Алехнович. По ее словам, в части, касающейся уплаты НДС, хотелось бы видеть пункт об ускорении процесса возмещения НДС при экспорте и возврата этих сумм налогоплательщику. «Меры по принудительному взысканию штрафов в рамках мер по увеличению собираемости доходов нужно держать на особом контроле и провести консультации с бизнесом, чтобы не допустить избыточного усиления ответственности», — говорит эксперт.
Читайте также:
Почему провалилась оптимизация надзора и контроля
ФНС, ФТС и Росалкогольрегулирование объединят в единую систему администрирования платежей
Рабочая встреча с Председателем Правительства Дмитрием Медведевым
© Пресс-служба РСПП
Комментарии (0)