Страховые взносы в три внебюджетных фонда – пенсионный (ПФР), обязательного медицинского и социального страхования – будут реформированы. Сейчас чиновники обсуждают, как именно это сделать. Рассматриваются разные варианты, рассказали «Ведомостям» несколько чиновников из финансово-экономического и социального блоков правительства. В том числе эти вопросы будут обсуждать на этой неделе у премьер-министра и президента.
Налоговая служба, которой недавно передано администрирование всех взносов, предлагает установить единый платеж, рассказывают два чиновника. Нужна удобная для бизнеса конструкция, подтверждает представитель ФНС, – база для уплаты взносов должна быть унифицирована, нужна одна форма отчетности, один контролер. Предложения направлены в Минфин, говорит он. Ставка единого взноса должна быть такой, чтобы не выросла фискальная нагрузка, обещает представитель ФНС. В перспективе ставка взноса должна быть единой и не зависеть от размера зарплат, говорит знакомый с предложениями ФНС чиновник.
Представитель Минфина и пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова инициативу ФНС не комментируют.
Единый сбор не следует путать с предшественником взносов в фонды – единым социальным налогом (ЕСН), существовавшим до 2010 г. В отличие от ЕСН единый социальный платеж будет по-прежнему разноситься по трем фондам и индивидуальным пенсионным счетам, утверждает знакомый с предложениями ФНС чиновник.
Сейчас у всех трех страховых взносов разная база. В 2016 г. в ПФР уплачивается 22% с годовых зарплат до 796 000 руб. и 10% – на зарплаты сверх этого порога.
В Фонд соцстраха – 2,9% с зарплат до 718 000 руб. (см. врез) и ничего на доходы выше этой суммы. И лишь для взносов в Фонд медицинского страхования установлена плоская шкала – 5,1% с любой зарплаты. Таким образом совокупная ставка страховых взносов составляет 30% плюс 15,1% для доходов сверх установленного порога. Поэтому унификация взносов приведет к росту отчислений на более высокие доходы.
Нужно снижать тариф, чтобы не выросла общая фискальная нагрузка, говорит федеральный чиновник. Сейчас ведутся расчеты. Ставку при переходе на плоскую шкалу нужно будет снизить на 2–2,25 п. п., считает работающий с Минфином эксперт. Не больше чем на 1–2 п. п., подсчитал чиновник финансово-экономического блока правительства: основная часть зарплат – заработки до порога, а в условиях сокращения зарплат снижение ставки может быть и того меньше. Идея ФНС правильная, поддерживает он, но решение сложное. Даже если снизить ставку, то все равно почти в 2 раза вырастут сборы с зарплат выше нынешнего порога, рассуждает он. А для тех, кто платит налоги по упрощенной системе, рост нагрузки может быть огромным – их шкала 20% до и 0% после порога, продолжает собеседник «Ведомостей».
Мера может ударить по малому бизнесу и льготникам, предупреждает президент Клуба банковских бухгалтеров Кирилл Парфенов. По сниженному тарифу платят, например, IT-компании и сельхозпроизводители. Это все вопрос расчетов, настаивает другой чиновник, – как пересмотреть ставки, в том числе льготные, чтобы не увеличить нагрузку.
Нагрузка с высоких зарплат все равно вырастет, это может привести к уходу в тень части доходов, предупреждает Александра Суслина из Экономической экспертной группы. Идея выглядит привлекательно, но надо тщательно просчитать новую ставку, призывает сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. Сейчас три платежа, говорит он: это издержки на ведение излишней отчетности и оформление платежей.
Но вариант ФНС не единственный – рассматриваются и другие, в том числе связанные с повышением нагрузки, рассказывают чиновники финансово-экономического и социального блоков. Обсуждается увеличение сбора в ПФР за счет заработков, превышающих предельный порог, говорят два чиновника. Речь идет о повышении взноса с 10 до 20%, знает один из них. Другой чиновник утверждает, что это идея Минфина, вопрос обсуждался на совещаниях у премьера Дмитрия Медведева, высока вероятность, что именно такое решение и будет принято. Представитель курирующего социальную сферу вице-премьера Ольги Голодец от комментариев отказался. Минфин такого не предлагает, настаивает представитель министерства. Пересмотр шкалы пенсионных взносов – это изменение не только нагрузки, но и начисления пенсий, поэтому любые шаги по взносам должны быть тщательно просчитаны, говорит чиновник Минфина.
В 2016 г. под предельную базу для начисления взносов в ПФР попадает 87,5% фонда оплаты труда (ФОТ), следует из расчетов к бюджету ПФР на 2016 г. Таким образом, при прогнозируемом ФОТ в 19,9 трлн руб. из ожидаемых 3,9 трлн пенсионных взносов на долю сборов с высоких зарплат приходится порядка 240–250 млрд. При удвоении ставки для них до 20% поступления таким образом могли бы возрасти примерно на 240 млрд руб., при утроении (т. е. при унификации базы для сборов) – примерно на 500 млрд руб. При взносе в 2016 г. со всего ФОТ еще порядка 100 млрд руб. мог бы дополнительно получить Фонд соцстраха.
Повышение нагрузки по взносам неприемлемо, настаивает эксперт, участвующий в подготовке расчетов Минфина: до 2018 г. президент обещал не повышать налоги. Обещано не ухудшать налоговые условия, о неизменности ставок речь не шла, замечает чиновник. Ставки, скорее всего, унифицируют, вопрос лишь в том, снижать при этом тариф, компенсируя рост нагрузки, или нет, считает федеральный чиновник.
Читайте также:
Минфин изменил свою позицию по страховым взносам для индивидуальных предпринимателей
© Пресс-служба РСПП
Комментарии (0)