РСПП подвел итоги мониторинга состояние российской экономики и деятельность компаний за I квартал 2022 года
В первом квартале 2022 года внешнеполитические решения российских властей повлекли за собой серьёзные изменения и в деловом климате страны, включая новый виток санкций со стороны части международного сообщества.
Фактически в марте начался новый экономический кризис в стране, обусловленный введёнными ограничениями поставки импорта – технологий, оборудования, запчастей и комплектующих, закрытием границ и воздушного пространства для российских перевозчиков, ограничениями на международном финансовом рынке и многими другими проблемами и сложностями. Ухудшение или даже остановка поставки импортной продукции, трудности в логистике, волатильность на валютном рынке не могли не привести к всплеску инфляции – кратному росту цен и на зарубежную, и на отечественную продукцию.
Исходя из оценки ситуации, в анкету были добавлены такие возможные ограничения деятельности, как:
-
«проблемы с доставкой закупаемого сырья, оборудования, комплектующих и т.д.;
-
ухудшение условий транспортировки продукции, в том числе удлинение сроков доставки, рост тарифов, отказы в страховании грузов и т.д.»;
-
«резкий рост цен на зарубежную продукцию, пересмотр существующих цен контрактов»;
-
«резкий рост цен на отечественную продукцию»;
-
«невозможность проведения платежей с зарубежными контрагентами».
Если в последнем квартале 2021 года 16,4% компаний-членов РСПП не сталкивались с проблемами, которые могли бы негативно повлиять на их финансовые показатели и экономическое положение, то по итогам I квартала 2022 года не нашлось ни одной организации, решившей ответить, что проблем у неё не было.
Ключевым ограничением для деятельности большинства предприятий, как и в предыдущем отчётном периоде, стало ухудшение условий поставки сырья и комплектующих, правда, в I квартале 2022 года выросла значимость этой проблемы – доля варианта прибавила 8,2 п.п. до 45,3%.
В то же время чуть более пятой части компаний заявили, что столкнулись с полной невозможностью оснастить организацию новым оборудованием, технологиями, комплектующими из-за ограничения импорта. В этом случае данные очень сильно отличаются от результатов, полученных в январе 2022 года, – тогда только 4,3% предприятий остановились на этом ответе.
Одинаково негативно на деятельность компаний повлияли резкий рост на отечественную продукцию и валютная нестабильность. Об этом сообщила треть опрошенных. Причём три месяца назад волатильность на валютном рынке указывали среди ключевых проблем для бизнеса чуть более десятой части респондентов.
Нормальной работе 27,4% организаций помешал резкий рост цен на зарубежную продукцию, пересмотр существующих цен контрактов. Почти столько же – 24,5% – компаний столкнулись с проблемами в логистике: с доставкой закупаемого сырья, оборудования, комплектующих и т.д.; с ухудшением условий транспортировки продукции, в том числе с удлинением сроков доставки, ростом тарифов, отказами в страховании грузов.
Санкционное давление в целом (включая и новый пакет санкций) напрямую связывают с ухудшением своих показателей 17,9% компаний, их доля подросла сразу на 12,7 п.п.
Те же 17,9% предприятий почувствовали снижение спроса, и в этом случае рост на 5,8 п.п. по сравнению с данными за IV квартал 2021 года статистически не значим. Этого нельзя сказать о разнице между долями ответа «ключевая проблема для компании – недоступность заёмных средств», которая достигает почти 10 п.п. В отчётный период с ограничениями в заёмном финансировании столкнулись 15,2% опрошенных организаций, ранее их доля была равна лишь 5,1%.
Невозможность провести платежи с иностранными контрагентами ограничивала работу десятой части компаний.
В свете нового кризиса немного на второй план отошли привычные ограничения деятельности компаний – недостаток оборотных средств и неплатежи со стороны контрагентов. В первом случае доля варианта снизилась на 7,4 п.п. до 22,6%, во втором – на 9,7 п.п. до 17%.
Резко потеряли значимость проблемы из-за коронавирусной инфекции – если по завершению прошлого периода 17,2% респондентов отметили, что среди прочего отрицательное влияние на работу их компаний оказал рост расходов, связанных с мерами против распространения Covid-19, то в апреле он сказался негативно уже лишь на деятельности 4,9% предприятий. И только одной компании пришлось в текущих условиях каким-либо образом ограничивать свою работу из-за распространения коронавируса.
*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%. Данные округлены до целого числа
Десятой части компаний пришлось сократить инвестиционные программы или перенести их на более поздний срок. Чуть меньше – 8,5% организаций пожаловались на рост фискальной нагрузки. Здесь оценки ситуации не изменились.
В кризисных условиях компании, безусловно, планируют и дальше сокращать свои расходы. Эта мера вряд ли потеряет свою популярность вне зависимости от характеристик состояния делового климата в стране. Среди представителей бизнеса, принявших участие в апрельском мониторинге, её выбрали 77,1% опрошенных. По сравнению с данными, полученными ранее, доля изменилась мало – она выросла на 5,3 п.п., и это различие статистически незначимо.
Принимая во внимание новые ограничения в контактах с компаниями из стран Европы, США и др., многие предприятия – 41,9% – ставят перед собой задачу пересмотреть существующий список поставщиков, осуществить в ближайшей перспективе поиск необходимой продукции на других рынках. Чуть больше трети организаций собираются разработать программы по замещению импортной продукции – оборудования, комплектующих – в рамках собственных инвестиционных проектов. Две эти меры были добавлены в общий список апрельской анкеты в связи с появлением новых вызовов перед российским бизнесом.
Реализовать программы по внедрению энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий намерены 35,2% компаний, и в этом случае интерес к этой деятельности пока у компаний упал – в январском раунде опроса доля варианта достигала 52,7%.
Повысить цены на продукцию, как и в прошлый отчётный период, хотят также более трети опрошенных организаций.
Начать требовать аванс с поставщиков в планах у 28,6% компаний, в январе к этому были готовы менее десятой части респондентов. В то же время отказываться от авансирования поставщиков компании, скорее, не планируют – этот вариант по-прежнему не набирает высокой доли голосов: 12,7% отметили этот вариант в январе и 8,6% – в апреле.
Реализовать проекты по внедрению цифровых технологий в производство или оказание услуг собираются 26,7% компаний. Видимо, многие компании вынуждены отложить цифровые программы на далёкую перспективу – за три месяца доля этого варианта упала примерно на 20 п.п.
О возможном сокращении инвестиционных программ в текущих условиях сообщили 17,1% респондентов, их доля выросла примерно в три раза.
Одновременно с этим более чем в два раза упала доля компаний, собирающихся, несмотря ни на что, сохранить или даже увеличить объёмы инвестиционных вложений – с 26,4 п.п. до 12,4 п.п.
Заинтересованных в интенсификации производства тоже стало меньше – если в январе о планах наращивать выпуск продукции без расширения производства заявили 30,9% участников опроса, то в апреле их доля составила только 13,3% от общего множества.
Переориентировать экспорт продукции на рынки стран, не присоединившихся к санкциям против России, намерены также чуть более десятой части организаций (этот ответ был добавлен в анкету в апреле 2022 года).
Продажа непрофильных активов не стоит у компаний в приоритете – этот вариант респонденты стали выбирать реже, и его доля сократилась с 17,3 п.п. до 8,6 п.п.
В текущих условиях для компаний менее актуальным выглядит оптимизация структуры производства без снижения выпуска продукции и без сокращения объёма затрат. Три месяца назад порядка 10% компаний хотели приступить к этой деятельности, теперь же лишь 3% компаний отметили, что готовы заниматься изменением структуры производства без сокращения затрат.
*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%, данные округлены до целого числа
Примерно 90% компаний, планирующих сокращать расходы, начнут с уменьшения административных и общехозяйственных затрат.
Около половины организаций намерены снижать свои расходы на потребляемые услуги, начать экономить на сырье и комплектующих. Доля ответивших так прибавила за отчётный период более 10 п.п.
Четверть предприятий будет уменьшать свои расходы на персонал, правда, в большинстве случаев они ограничатся сокращением найма персонала и / или сокращением «размера» социального пакета.
18,8% организаций сообщили, что будут снижать объёмы средств на благотворительность, социальные программы, реализуемые в территориях присутствия.
*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%. Данные округлены до целого числа
Доли приведены к общему числу респондентов, ответивших, что они планируют сократить расходы в компаниях
Комментарии (0)