4 февраля 2021

Подводить итоги 2020 года очень непросто – кризис, который начался в первом квартале из-за распространения по миру нового вируса Covid-19, продолжается. Мировая и российская экономика оказались не в полной мере готовы к вызовам, которые возникли вследствие пандемии.

Государственная программа поддержки, которая практически сразу была развёрнута в налоговой и финансовой сферах, не смогла полностью смягчить удар. По итогам II квартала, когда ситуация менялась стремительно и непредсказуемо, самой большой проблемой для российских компаний стало кардинальное снижение спроса, в том числе из-за ограничений, введенных как в России, так и за рубежом.

Одновременно со смягчением ограничительных мер снижается острота проблемы со спросом, и в III-IV кварталах уже не половина, а около трети всех респондентов отмечают сокращение спроса как главное ограничение деятельности компаний. Однако оно по-прежнему остаётся на лидерской позиции в списке всех ограничений, разделив первое место с проблемами из-за неплатежей со стороны контрагентов и из-за роста расходов, связанных с распространением коронавируса[1].

Неплатежи со стороны контрагентов мешали работе примерно одинаковому числу организаций на протяжении всего года – этот вариант выбирали порядка трети опрошенных. В то же время рост расходов, связанных с коронавирусом, начал серьёзно ограничивать деятельность компаний именно во второй половине года, – доля ответа выросла с 20% до 33%.

Среди первых пяти главных ограничений, оказывающих негативное воздействие на работу российских компаний, в конце года оказались также недостаток оборотных средств и ухудшение условий поставки сырья и комплектующих. Проблема с оборотными средствами за всё время существования мониторинга сохраняет свою значимость и остроту, хотя именно в IV квартале она немного отошла на второй план, набрав долю 28% против 36% в данных за июль-сентябрь.

Условия поставки сырья и оборудования ухудшились в последние три месяца 2020 года – об этом заявила четверть участников опроса. Возможно, сказывается сезонный фактор. Во II и III квартале менее пятой части респондентов называли эту проблему важной. Их в бОльшей степени волновали другие обстоятельства и другие проблемы: валютная нестабильность, сокращение объёмов производства. В январе-марте ухудшение условий поставки мешало работе также четверти опрошенных – вероятно, такая высокая доля объясняется неопределённостью в экономике; зачастую компании не могли соблюдать договорённости и пытались обезопасить себя, более жёстко прописывая финансовые требования к контрагенту.

На шестом месте по итогам последнего мониторинга находится проблема валютной нестабильности в России.

В начале 2020 года ситуация на валютном рынке не казалась критичной, и в тот момент компании были заняты оценкой новых вызовов – проблемой выживания в условиях объявления пандемии и последовавших за этим ограничений в работе. Волатильность валютных котировок были в то время на периферии внимания промышленных компаний (к ним относиться большинство участников опроса). По данным за I квартал этот вариант набрал лишь 17%. Постепенно валютная нестабильность стало всё больше ограничивать деятельность компаний – во II квартале ответ указали 24% респондентов, в III квартале его доля достигла максимума за 2020 год – 36%.

В октябре-ноябре были обновлены рекорды по стоимости доллара США (около 80 руб. за 1$). В то же время респонденты реже стали отмечать, что на работу их компаний валютная нестабильность оказывает негативное влияние, – доля варианта опустилась с 36% до значения 19%.

Следующим по значимости стало сокращение объёмов производства, его определили как ограничение деятельности во втором полугодии 2020 года порядка 15% участников опроса. В острую фазу пандемии – в период основных карантинных ограничений – в два раза больше компаний были вынуждены сократить производство, что негативно повлияло на всю их деятельность.

Инвестиционная активность в 2020 году снизилась, об этом свидетельствуют и результаты мониторинга РСПП. Правда, наблюдается некоторая цикличность в данных: в I и III кварталах около четверти компаний ответили, что им пришлось сократить инвестиционные программы или перенести их на более поздний срок, во II и IV кварталах только 10-13% видят в этом ограничение своей деятельности.

Такую же долю – 13% – набрал в конце года вариант «на компанию негативно повлияла временная остановка работы / ограничение работы компании из-за ситуации с коронавирусом». В первом полугодии это затронуло гораздо большее число компаний. Ограничительные меры, включающие требования приостановить деятельность, были введены в марте-июле, что в итоге оказалось критичным для малого бизнеса и для ряда отраслей в целом. Соответственно, в данных за I и II квартал доля ответа достигает 21% и 28%. Со временем ряд ограничений был снят, компании смогли снова начать работу, и этот ответ отчасти потерял свою актуальность.

Замыкает ТОП-10 главных ограничений деятельности российских компаний недоступность заёмных ресурсов: в этом случае доля варианта остаётся неизменной. На протяжении всего года около десятой части респондентов сталкивается с ограничением в доступе к финансовым ресурсам.

image001.png

*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%
Данные округлены до целого числа

В кризисных условиях предсказуемая реакция бизнеса – сокращать расходы. В первом полугодии большинство – чуть менее 90% респондентов – ответили, что готовы сократить затраты, чтобы повысить эффективность работы компаний. Конечно, во все годы мониторинга этот вариант не терял своей популярности, но в более-менее спокойные периоды его доля колебалась в пределах 65-80% (так, в конце 2019 года его выбрали 65% опрошенных). Второе полугодие позволило немного адаптироваться к новой реальности, соответственно, участники опроса стали реже прибегать к сокращению расходов, и доля этого ответа снизилась до 69%.

Несмотря на все ограничения, возникшие у бизнеса из-за распространения Covid-19, многие российские компании планируют внедрять энергосберегающие технологии и цифровые технологии. Реализацию энергосберегающих программ из квартала в квартал называют своим приоритетом порядка 40% респондентов, а цифровых проектов – чуть менее 30%. Только в I квартале наблюдается отклонение от этого курса – в условиях неопределённости доля снизилась до 33% и 17%, соответственно, однако новые вызовы как раз требуют освоения технологий, так что уже в следующем квартале оценки выправились.

Около пятой части компаний намерена интенсифицировать производство и/или сохранить, а возможно и увеличить объёмы инвестиционных программ. Опять же данные за II-IV квартал близки, а в январе-марте об интенсификации задумывалось меньшее число организаций – их доля составляла 14%, о сохранении инвестиционной активности и вовсе заявили лишь 7%. В этом случае также прослеживается влияние резкого входа в кризисное пике.

Следующие возможные меры – повышение цен, оптимизация структуры затрат предприятия, требование аванса от покупателей, отказ от авансирования поставщиков, продажа непрофильные активов – получили близкие значения. Их отметили порядка 12-14% участников опроса.

Интересно, что из квартала в квартал доля компаний, собирающихся оптимизировать затраты без сокращения объёмов производства, росла – с 3% в до 13%, а доля тех, кто хочет ужесточить условия для своих контрагентов, постепенно снижалась: по итогам работы в I квартале 28% компаний хотели начать требовать аванс с покупателей, в конце года их доля уже только 12%. Также стала ниже доля организаций, готовых отказаться от авансирования поставщиков.

image002.png

*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%, данные округлены до целого числа

В ходе мониторинга респонденты могут уточнить, какие именно статьи бюджета в компании будут сокращены. В последний отчётный период – за IV квартал – был добавлен вариант «в планах сокращение административных и общехозяйственных расходов»[2], и он оказался наиболее популярным у опрошенных организаций. Три четверти компаний планируют произвести сокращение по этой статье.

Затраты на потребляемые услуги (консалтинг и т.д.) собираются сократить 46% организаций. Снизить расходы через экономию на сырье и комплектующих в планах у 39% компаний. Расходы на персонал собираются сократить 29% компаний. Благотворительные социальные программы, реализуемые на территориях присутствия, сократят в 19% организаций.

image003.png

*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%
Доли приведены к общему числу респондентов, ответивших, что они планируют сократить расходы в компаниях
Данные округлены до целого числа

В IV квартале респонденты стали значимо реже отвечать, что планируют сократить расходы на потребляемые услуги (даже если исключить новый вариант, который несомненно оказал влияние на общее распределение значений). Постепенно с 50% до 39% снизилась доля тех, кто хочет закупать более дешёвое сырьё и комплектующие, и резко – с 55% до 29% – доля компаний, планирующих сократить расходы на персонал. Здесь очевидно, что в I полугодии этот вопрос стоял более остро.

Однозначно в кризисных условиях становится выше скорость инфляции, и это одна из причин сокращения деловой активности в стране.

Во второй половине 2020 года наблюдался последовательный рост цен на товары производителей обрабатывающей отрасли, и, по предварительным данным Индекса Росстата, цены к концу года выросли на 6% (декабрь 2020 г. к декабрю 2019 г.)[3].

По мнению большинства компаний, принявших участие в мониторинге РСПП, сдержать рост цен на промышленную продукцию может регулирование цен на электроэнергию (доля ответа 64%) и на топливо (63%). Примерно столько же респондентов выбрали вариант «снижение ставок по кредитам». Снизить ставку НДС, решая задачу по замедлению инфляции на производственные товары, предлагают 55% организаций. Чуть меньше опрошенных – 46% – считают, что рост цен может замедлиться, если государство будет применять меры поддержки инвестиций. Снижение ставки налога на прибыль сдержит инфляцию, согласно ответам 42% компаний. Дополнительные меры поддержки со стороны государства необходимо направлять всем компаниям, заявили 38% респондентов (с тем, что нужно направлять меры поддержки отдельно субъектам МСП, согласилась уже пятая часть организаций). В качестве меры по сдерживанию инфляции на промышленную продукцию 30% компаний назвали развитие конкуренции, появление новых игроков на рынке. Четверть участников опроса указали варианты «регуляторная гильотина, снижение административных издержек» и «установление фиксированных цен». Меры урегулирования уровня арендных платежей могут способствовать замедлению роста цен на товары производителей промышленной продукции, так считают 18% опрошенных.

Столь высокая доля наименее популярного варианта в списке и довольно близкие значения последних пяти ответов говорят о том, что все приведённые меры в одинаковой степени интересны бизнесу для решения задачи сдерживания цен на продукцию производителей.

Компании также ответили, какие меры могут помочь сдержать цены на товары первой необходимости, список предложенных для оценки мер совпадал. Если сравнивать результаты, то статистически различаются доли вариантов «государственные меры поддержки инвестиций» и «установление фиксированных цен». По мнению представителей бизнеса, меры поддержки инвестиций скорее подходят для решения задачи по сдерживанию цен на промышленную продукцию, а установление фиксированных цен – для того, чтобы замедлить инфляцию на товары первой необходимости. Расхождение в долях достигает 20%.

Оценивая меры, способствующие сдерживание цен на промышленную продукцию, субъекты МСП значимо чаще крупных организаций указывали варианты «снижение ставки НДС» и «дополнительные меры поддержки для малых и средних компаний». В последнем случае ответ отметили 42% субъектов МСП, среди крупных организаций доля составила 12%.

image004.png

*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%
Данные округлены до целого числа

Согласно данным за октябрь-декабрь 2020 года, социальные программы для сотрудников действуют в 76% компаний. По итогам III квартала доля составляла 78%, а II квартала – 73%. Максимальное число компаний ответило, что в них приняты социальные программы, подводя итоги I квартала, тогда их доля достигала 80%.

image005.png

*За 100% принято множество тех компаний, в которых действуют социальные программы для сотрудников. Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%

В условиях кризиса и пандемии предсказуемо возрастает необходимость в прямой материальной поддержке работников. Большинство компаний-членов РСПП осуществляют дополнительные социальные выплаты, не предусмотренные законодательством, и их доля растёт – с 64% по итогам I квартала до 75% в конце года.

Оплату путёвок (в том числе санаторно-курортное лечение, детский отдых) отметили 63% организаций. В начале года доля была выше – 77%.

Добровольное медицинское страхование распространено в половине компаний, где действуют социальные программы. Если пропустить результаты за III квартал, данные сохраняют преемственность.

Жилищные программы действуют в 35% организаций. Доля, по сравнению с I кварталом, выросла.

Наименее популярно дополнительное пенсионное страхование.

Также со II квартала в список были добавлены варианты обеспечение питание и оплата транспорта для сотрудников. Эти меры стали необходимы, чтобы сдерживать распространение новой коронавирусной инфекции и обеспечить безопасность работников. Согласно результатам, питанием обеспечивают 39% компаний, доставку на работу и с работы – треть организаций. Организация питания по-прежнему востребовано среди работников, а транспорт компании стали предоставлять значимо реже, чем в I и II кварталах.

Некоторые респонденты в 2020 году осуществляли иные социальные программы для работников:

компенсации за занятия спортом, расходов сотовую связь, создание бесплатного медпункта, поощрение детей сотрудников за успехи в учебе, спорте, творчестве, развивающее обучение за счет работодателя, аренда жилья для привлеченных работников, трудоустройство несовершеннолетних на период летних каникул, помощь ветеранам предприятия, экскурсии на предприятие для семей сотрудников, дополнительные оплачиваемые дни отпуска за сдачу норм ГТО; дополнительные дни отпуска за стаж, поддержка материнства и детства (выплаты по беременности и родам, укрепление здоровья беременных); поддержка многодетных семей; подарки к Новому году, корпоративные мероприятия к значимым календарным праздникам; льготы на объектах социальной сферы (спортивные, оздоровительные, развлекательные); программы поддержки и развития молодых сотрудников.

В реализации дополнительных мер по снижению напряжённости на рынке труда региона участвовали 44% опрошенных компаний, доля вернулась к значению, полученному за I квартал. Если говорить о промежуточных значениях, то по итогам III квартала доля составляла 48%, а во II квартале компаний-участниц было меньше – 39%.

По итогам года самой распространённой формой стало опережающее обучение сотрудников, его вели в октябре-декабре 30% организаций. Стажировки сотрудников проводили 26% компаний. Временную занятость организовывали 19% предприятий.

[1] Вариант был добавлен в анкету, подводящую итоги II квартала 2020 г.

[2] Некоторые компании неоднократно формулировали этот вариант в графе «другое», было целесообразно добавить его в основной список

[3] Об индексе цен производителей промышленных товаров в декабре 2020 года
https://rosstat.gov.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/9.htm

Источник: РСПП

Комментарии (0)

Добавить комментарий