10 ноября 2020

С марта 2021 года Минэкономики рассчитывает запустить единый реестр обязательных требований, которые предстоит соблюдать бизнесу после срабатывания «регуляторной гильотины». Реестр консолидирует информацию по всем требованиям в зависимости от сферы экономической деятельности — от нормативных источников требований до возможных санкций за их нарушения. Сам реестр будет регулярно обновляться — в целом же информационный ресурс может повысить прозрачность контрольно-надзорной деятельности, ожидают эксперты.

Минэкономики готовится запустить с марта 2021 года единый реестр обязательных требований к бизнесу, следует из опубликованного на regulation.gov.ru проекта постановления правительства. Речь идет об обязательных требованиях, которые предстоит соблюдать бизнесу после срабатывания «регуляторной гильотины» — отмены избыточных и устаревших требований к бизнесу. Напомним, что в течение 2020 года ведомства совместно с экспертами должны пересмотреть обязательные требования на их соответствие риск-ориентированному подходу, заложенному в основу реформы контрольно-надзорной деятельности (см. “Ъ” от 18 июля). С 1 января 2021 года все неактуализированные требования будут отменены, а их оценка недопустима, как и привлечение бизнеса к ответственности за их несоблюдение.

Новые требования должны вступить в силу 1 марта 2021 года — к этому сроку Минцифры (предполагаемый оператор реестра) должно обеспечить его запуск и функционирование. Первыми сведения о своих требованиях в реестр внесут четыре ведомства: Роструд (в сфере охраны труда), Роспотребнадзор (общепит и бытовые услуги населению), Росаккредитация (аккредитация юрлиц и ИП), МЧС (противопожарной безопасности населения) — до 1 апреля.

Реестр должен систематизировать все предъявляемые к бизнесу требования: так, в него войдут сведения об их составе (условия, ограничения, запреты и обязанности) и ссылки на нормативно-правовые акты, содержащие эти требования.

Ведомства при внесении требований в реестр также будут указывать сроки их действия и круг лиц, на который они распространяются. В реестр войдет и информация о возможных санкциях за нарушения поднадзорных — например, количественные характеристики санкций, формы юридической ответственности и перечень госорганов, которые уполномочены привлекать бизнес к административной ответственности.

Как указывают авторы проекта, документ должен создать правовые основы «доведения обязательных требований до сведения лиц, обязанных их соблюдать». В деловых сообществах идею создания реестра оценивают положительно. По словам главы экспертного центра по уголовно-правовой политике «Деловой России» Екатерины Авдеевой, проект за счет доступности сведений должен повысить прозрачность контрольно-надзорной деятельности и снизить административную нагрузку на бизнес. «Сам по себе реестр должен стать неким справочником, чтобы подконтрольные могли убедиться в том, что от них не требуют соблюдения требований, которых нет»,— пояснил “Ъ” вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин.

Предполагается, что сам реестр будет регулярно обновляться: так, при актуализации обязательных требований сведения об изменениях должны быть внесены минимум за пять дней до вступления поправок в силу, следует из проекта.

Отметим, что такие изменения могут стать постоянными: работа по пересмотру обязательных требований с 2021 года также должна стать постоянной — решения об их отмене или пролонгации будут зависеть от эффективности требований (см. “Ъ” от 9 сентября).

Коммерсантъ

Комментарии (0)

Добавить комментарий