Согласно полученным результатам, в III квартале изменились оценки значимости ряда проблем. Если в прошлый отчётный период четко выделялась первая тройка ответов-лидеров, то в октябре и недостаток оборотных средств, и валютная нестабильность, и неплатежи со стороны контрагентов, и рост расходов из-за Covid-19, и снижение спроса на продукцию ограничивали деятельность компаний в одинаковой степени. Все эти варианты отметили около трети опрошенных.
По сравнению со II кварталом, респонденты снова ощутили на себе резкие колебания валютных котировок. Также за это время у российских компаний выросли расходы, направленные на профилактику и ограничение новой коронавирусной инфекции.
Четверть респондентов остановилась на ответе «главная проблема для российского бизнеса в кризисных условиях – сокращение инвестиционных программ».
Для пятой части компаний помехой стало ухудшение условий поставки сырья и комплектующих.
Сокращение объёмов производства назвали проблемой 13,8% участников опроса.
Недоступность заёмных финансовых ресурсов мешает работе десятой части организаций. Такую же долю набрал ответ «ограничение деятельности из-за ситуации с коронавирусом».
Остальные варианты набрали менее 10%.
*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%
78,9% компаний планируют в текущих условиях сократить статьи бюджета.
На втором месте по популярности по-прежнему вариант «намерены реализовать программы по внедрению энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий». Его указали 40,4% организаций, доля почти не изменилась.
В планах трети опрошенных реализовать программ по внедрению цифровых технологий в производство / оказание услуг. В прошлый отчётный период 24,1% компаний собирались внедрять цифровые решения.
Четверть респондентов ответили, что планируют сохранить или увеличить объёмы инвестиционных программ. По итогам июльского опроса их доля почти не изменилась.
Также в планах многих предприятий отказаться от авансирования поставщиков и начать требовать аванс с покупателей. Первый вариант указали 24,6% компаний, второй – 17,5% компаний.
Пятая часть организаций намерена увеличить выпуск продукции без расширения производства.
Продажа непрофильных активов в планах 19,3% компаний.
Сократить объёмы инвестиционных программ собираются 17,5% компаний-участниц опроса.
Такую же долю составил ответ «повысить цены на продукцию / услуги».
Долю 12,3% составил вариант «менять структуру затрат предприятия без снижения выпуска продукции и без сокращения затрат».
Сократить производство придётся в текущих условиях десятой части опрошенных организаций.
Переориентировать предприятие на выпуск иной продукции планируют 7% компаний.
Остальные ответы набрали менее 5%.
*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%;
78,3% компаний, планирующих сокращение затрат, будут снижать затраты на потребляемые услуги.
Экономить на сырье и комплектующих собираются 41,3% предприятий.
Доля тех, кто готов сокращать расходы на персонал и на благотворительные социальные программы, составила по 32,6%.
Некоторые респонденты дополнили список: они планируют сократить административные и общехозяйственные расходы.
* За 100% принято множество тех компаний, которые планируют сократить свои расходы. Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%
Почти половина компаний (47,5%) участвовала в реализации дополнительных мер по снижению напряжённости на рынке труда региона. В прошлом квартале их доля была ниже – 39,6%.
Опережающее обучение сотрудников вели 35,6% компаний, доля потеряла 5,3%.
Стажировки сотрудников компании проводила четверть компаний, согласно июльским данным их было меньше – 16%.
Временную занятость организовывали только 8,5% опрошенных организаций.
В 78% организаций приняты и действуют социальные программы для сотрудников. Их доля выросла на 5,1%. Респонденты, представляющие эти организации, уточнили в ходе опроса, что именно входит в социальные программы.
Дополнительные социальные выплаты, не предусмотренные законодательством, осуществляют 76,1% компаний. Такое же число организаций направляли средства на оплату путёвок (в том числе санаторно-курортное лечение, детский отдых).
Программы медицинского страхования действуют в 69,6% компаний.
Жилищные программы (возможно с использованием механизмов ипотечного кредитования) разработаны для сотрудников в 45,7% организаций.
Программы дополнительного пенсионного страхования – в 21,7% предприятий.
В условиях распространения коронавирусной инфекции стали необходимыми меры – доставка сотрудников на место работы и домой, а также организация питания на местах.
56,5% компаний заявили, что сейчас оплачивают транспорт. 45,7% организаций обеспечивают работников питанием.
По сравнению с данными за II квартал, доли всех вариантов выросли.
Некоторые респонденты дали собственные ответы:
компенсации за занятия спортом и сотовую связь, бесплатный медпункт, поощрение детей сотрудников за успехи в учебе, спорте, творчестве, развивающее обучение за счет работодателя, аренда жилья для привлеченных работников, трудоустройство несовершеннолетних на период летних каникул, помощь ветеранам предприятия, экскурсии на предприятие для семей сотрудников, награждение работников лучших ценными подарками в День Строителя, дополнительные оплачиваемые дни отпуска за сдачу норм ГТО; дополнительные дни отпуска за стаж, поддержка материнства и детства (выплаты по беременности и родам, укрепление здоровья беременных); поддержка многодетных семей; подарки к Новому году, корпоративные мероприятия к значимым календарным праздникам; льготы на объектах социальной сферы (спортивные, оздоровительные, развлекательные); программы поддержки и развития молодых сотрудников.
*За 100% принято множество тех компаний, в которых действуют социальные программы для сотрудников. Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%
Комментарии (0)