Во втором квартале 2020 года были введены основные карантинные ограничения, целью которых было противодействие распространению новой коронавирусной инфекции. Многим компаниям пришлось временно остановить деятельность, перевести сотрудников на гибкие формы занятости. Одновременно с этим были закрыты границы с другими странами и частично между регионами, что усложнило логистику для компаний. Согласно требованиям Роспотребнадзора, организации стали обязаны обеспечивать безопасность сотрудников и посетителей – закупать СИЗ, санитайзеры, бесконтактные термометры, проводить дизенсекцию помещений, проводить тесты на Covid-19 (ПЦР, анализы на антитела).
В кризисных условиях наиболее острой осталась проблема снижения спроса. Она находится на первом месте общего списка с долей 46,2%.
Также на работу многих компаний негативно повлияли недостаток оборотных средств и неплатежи со стороны контрагентов. Эти варианты отметили около трети опрошенных.
Временную остановку или ограничение деятельности из-за ситуации с коронавирусом назвали главной проблемой 27,8% предприятий. Примерно в таком же числе компаний произошло критическое сокращение объёмов производства.
Валютная нестабильность мешала работе четверти организаций.
Деятельность пятой части компаний ограничивал рост расходов, связанных с противодействием коронавирусной инфекции.
Ухудшение условий поставки сырья и комплектующих оказалось острой проблемой для 16,6% организаций.
Трудности с доступом к финансовым ресурсам были у более десятой части компаний. Примерно столько же респондентов отметили вариант «негативное последствие кризиса – сокращение инвестиционных программ».
Для 8,9% компаний таковым стал рост фискальной нагрузки.
С невозможностью оснастить организацию новым оборудованием, технологиями из-за ограничения импорта столкнулись 7,3% предприятий. Влияние санкций отметили 4,2% опрошенных.
Только один респондент остановился на положительном ответе «у компании не было проблем, связанных с экономическим кризисом».
По сравнению с результатами первого квартала 2020 года повысилась значимость проблем из-за остановки или ограничения деятельности в связи с развитием пандемии, а также проблема валютной нестабильности. Напротив, компании стали в два раза реже отвечать, что им пришлось сократить инвестиционную активность. Возможно, за прошедшее время удалось скорректировать планы и найти средства на продолжение своих инвестиционных программ для посткризисного «рывка» либо программы уже сокращены, и их дальнейшее уменьшение нецелесообразно/невозможно.
Несколько компаний дали собственные варианты: «главная проблема – рост тарифов на электроэнергию», «инфляция», «снижение мировых цен на нефть», «демографическая ситуация в регионе».
*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%
В текущих условиях компании в основном планируют сокращать расходы. 85,8% респондентов указали именно этот вариант, отвечая, какие меры для повышения эффективности работы они собираются применять.
Вторая по популярности мера – реализация энергосберегающих и ресурсосберегающих программ. Это в планах 42,5% организаций. Четверть компаний намерена реализовать проекты по внедрению цифровых технологий в производство или оказание услуг.
Начать требовать аванс со стороны покупателей хотят 22,7% компаний. Столько же организаций планируют сохранить или увеличить объёмы инвестиционных программ.
Пятая часть опрошенных заявила, что будут интенсифицировать производство / оказание услуг.
Отказаться от авансирования поставщиков собираются 18,1% компаний.
Переориентировать производство готовы 17,7% предприятий.
Сокращение инвестиционных программ, возможно, произойдёт в 12% организаций.
Три варианта набрали около десятой части голосов: «повысить цены», «перевести работников на дистанционный режим работы», «продать непрофильные активы».
Сократить производство / оказание услуг намерены 8,3% компаний.
Оптимизировать затраты без снижения выпуска и без сокращения объёма затрат в планах 7,7% организаций.
Немного ниже доля тех, кто собирается снижать цены на продукцию / услуги, она равна 6%.
Остальные ответы – «приобретать конкурирующие компании», «перевести работников на вахтовый режим работы», «продать компанию», «пройти процедуру бакротства», «сократить номенклатуру продукции» – набрали менее 5%.
Компании стали чаще отвечать, что они планируют реализовывать программы по энергосбережению и ресурсосбережению (традиционная для кризисных периодов тенденция), проекты в цифровой сфере, а также сохранить или увеличить объёмы инвестиционных программ – в этом случае доля выросла более чем в три раза. И только 12% организаций вместо 30,4% указали, что собираются снижать свою инвестиционную активность.
Решением в кризис могут стать интенсификация производства и переориентирование на выпуск иной продукции – доли этих вариантов также выросли, по сравнению с данными I квартала.
Бизнес снова готов планировать свою деятельность на перспективу. С осторожностью можно предположить, после некоторой паники в первом квартале 2020 года произошла адаптация к кризисным условиям.
*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%;
Две трети компаний, собирающихся сократить затраты, будут снижать расходы на потребляемые услуги. Половина организаций планирует сократить расходы на персонал. Чуть меньше – 46,3% компаний – начнут экономить на сырье и комплектующих, перейдут на более дешёвые аналоги. 36,5% организаций будут сокращать расходы на благотворительные социальные программы, реализуемые в территориях присутствия, в планах у трети компаний.
Несколько компаний дали собственные варианты ответ – «сокращение расходов на административные и хозяйственные расходы», «оптимизация технологических процессов», «закрытие нерентабельных внутренних структурных подразделений».
* За 100% принято множество тех компаний, которые планируют сократить свои расходы. Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%
Две трети компаний из всех, что планируют снизить расходы на персонал, намереваются сократить наём работников. В I квартале их доля достигала 82,8%.
Перевести сотрудников на работу на условиях неполного рабочего времени или отправить их в отпуска без сохранения заработной платы собираются 34,8% организаций.
Уволить работников готовы 29,7% предприятий, и за прошедший отчётный период доля значительно выросла – на 12,2%.
Сокращение заработной платы работников в планах пятой части компаний.
Только 9% опрошенных заявили, что в их организациях произойдёт снижение «размера» социального пакета. Этот вариант компании стали отмечать реже в два раза.
*За 100% принято множество тех компаний, которые планируют сократить свои расходы на персонал. Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%
Доля компаний, участвующих в реализации дополнительных мер по снижению напряжённости на рынке труда региона, продолжает снижаться. Уже 38,7% респондентов вместо 44,3% выбрали из предложенного списка один или несколько вариантов.
Опережающее обучение сотрудников вели 30,3% организаций (доля не изменилась). Стажировку сотрудников проводили 16% компаний, столько же занимались организацией временной занятости. Компании сократили свои программы по стажировкам – доля указавших этот ответ стала ниже на 10%.
В 72,9% организаций приняты и действуют социальные программы для сотрудников. Их доля сократилась на 7%.
Респонденты, представляющие эти организации, уточнили в ходе опроса, что именно входит в социальные программы.
Дополнительные социальные выплаты, не предусмотренные законодательством, осуществляют 60,3% компаний.
55,2% направляют средства на оплату путёвок (в том числе санаторно-курортное лечение, детский отдых).
Программы медицинского страхования действуют в 41,8% компаний.
Жилищные программы (возможно с использованием механизмов ипотечного кредитования) разработаны для сотрудников в 29,3% организаций.
Программы дополнительного пенсионного страхования – в 14% предприятий.
Если сравнивать итоги I и II квартала, компании значимо реже стали оплачивать путёвки для работников.
В условиях распространения коронавирусной инфекции стали необходимыми меры – доставка сотрудников на место работы и домой, а также организация питания на местах.
43,2% компаний заявили, что сейчас оплачивают транспорт. 28,9% организаций обеспечивают работников питанием.
Некоторые респонденты дали собственные ответы:
дополнительные дни отпуска за стаж, компенсация расходов на содержание детей работников в детских дошкольных учреждениях; поддержка материнства и детства (выплаты по беременности и родам, укрепление здоровья беременных); поддержка многодетных семей; подарки к Новому году, корпоративные мероприятия к значимым календарным праздникам; льготы на объектах социальной сферы (спортивные, оздоровительные, развлекательные); программы поддержки и развития молодых сотрудников.
Благотворительные программы по поддержке населения во время пандемии.
*За 100% принято множество тех компаний, в которых действуют социальные программы для сотрудников. Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%
Комментарии (0)