25 августа 2020

Во втором квартале 2020 года были введены основные карантинные ограничения, целью которых было противодействие распространению новой коронавирусной инфекции. Многим компаниям пришлось временно остановить деятельность, перевести сотрудников на гибкие формы занятости. Одновременно с этим были закрыты границы с другими странами и частично между регионами, что усложнило логистику для компаний. Согласно требованиям Роспотребнадзора, организации стали обязаны обеспечивать безопасность сотрудников и посетителей – закупать СИЗ, санитайзеры, бесконтактные термометры, проводить дизенсекцию помещений, проводить тесты на Covid-19 (ПЦР, анализы на антитела).

В кризисных условиях наиболее острой осталась проблема снижения спроса. Она находится на первом месте общего списка с долей 46,2%.

Также на работу многих компаний негативно повлияли недостаток оборотных средств и неплатежи со стороны контрагентов. Эти варианты отметили около трети опрошенных.

Временную остановку или ограничение деятельности из-за ситуации с коронавирусом назвали главной проблемой 27,8% предприятий. Примерно в таком же числе компаний произошло критическое сокращение объёмов производства.

Валютная нестабильность мешала работе четверти организаций.

Деятельность пятой части компаний ограничивал рост расходов, связанных с противодействием коронавирусной инфекции.

Ухудшение условий поставки сырья и комплектующих оказалось острой проблемой для 16,6% организаций.

Трудности с доступом к финансовым ресурсам были у более десятой части компаний. Примерно столько же респондентов отметили вариант «негативное последствие кризиса – сокращение инвестиционных программ».

Для 8,9% компаний таковым стал рост фискальной нагрузки.

С невозможностью оснастить организацию новым оборудованием, технологиями из-за ограничения импорта столкнулись 7,3% предприятий. Влияние санкций отметили 4,2% опрошенных.

Только один респондент остановился на положительном ответе «у компании не было проблем, связанных с экономическим кризисом».

По сравнению с результатами первого квартала 2020 года повысилась значимость проблем из-за остановки или ограничения деятельности в связи с развитием пандемии, а также проблема валютной нестабильности. Напротив, компании стали в два раза реже отвечать, что им пришлось сократить инвестиционную активность. Возможно, за прошедшее время удалось скорректировать планы и найти средства на продолжение своих инвестиционных программ для посткризисного «рывка» либо программы уже сокращены, и их дальнейшее уменьшение нецелесообразно/невозможно.

Несколько компаний дали собственные варианты: «главная проблема – рост тарифов на электроэнергию», «инфляция», «снижение мировых цен на нефть», «демографическая ситуация в регионе».

image001.png
*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%

В текущих условиях компании в основном планируют сокращать расходы. 85,8% респондентов указали именно этот вариант, отвечая, какие меры для повышения эффективности работы они собираются применять.

Вторая по популярности мера – реализация энергосберегающих и ресурсосберегающих программ. Это в планах 42,5% организаций. Четверть компаний намерена реализовать проекты по внедрению цифровых технологий в производство или оказание услуг.

Начать требовать аванс со стороны покупателей хотят 22,7% компаний. Столько же организаций планируют сохранить или увеличить объёмы инвестиционных программ.

Пятая часть опрошенных заявила, что будут интенсифицировать производство / оказание услуг.

Отказаться от авансирования поставщиков собираются 18,1% компаний.

Переориентировать производство готовы 17,7% предприятий.

Сокращение инвестиционных программ, возможно, произойдёт в 12% организаций.

Три варианта набрали около десятой части голосов: «повысить цены», «перевести работников на дистанционный режим работы», «продать непрофильные активы».

Сократить производство / оказание услуг намерены 8,3% компаний.

Оптимизировать затраты без снижения выпуска и без сокращения объёма затрат в планах 7,7% организаций.

Немного ниже доля тех, кто собирается снижать цены на продукцию / услуги, она равна 6%.

Остальные ответы – «приобретать конкурирующие компании», «перевести работников на вахтовый режим работы», «продать компанию», «пройти процедуру бакротства», «сократить номенклатуру продукции» – набрали менее 5%.

Компании стали чаще отвечать, что они планируют реализовывать программы по энергосбережению и ресурсосбережению (традиционная для кризисных периодов тенденция), проекты в цифровой сфере, а также сохранить или увеличить объёмы инвестиционных программ – в этом случае доля выросла более чем в три раза. И только 12% организаций вместо 30,4% указали, что собираются снижать свою инвестиционную активность.

Решением в кризис могут стать интенсификация производства и переориентирование на выпуск иной продукции – доли этих вариантов также выросли, по сравнению с данными I квартала.

Бизнес снова готов планировать свою деятельность на перспективу. С осторожностью можно предположить, после некоторой паники в первом квартале 2020 года произошла адаптация к кризисным условиям.

image002.png
*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%;

Две трети компаний, собирающихся сократить затраты, будут снижать расходы на потребляемые услуги. Половина организаций планирует сократить расходы на персонал. Чуть меньше – 46,3% компаний – начнут экономить на сырье и комплектующих, перейдут на более дешёвые аналоги. 36,5% организаций будут сокращать расходы на благотворительные социальные программы, реализуемые в территориях присутствия, в планах у трети компаний.

Несколько компаний дали собственные варианты ответ – «сокращение расходов на административные и хозяйственные расходы», «оптимизация технологических процессов», «закрытие нерентабельных внутренних структурных подразделений».

image003.png
* За 100% принято множество тех компаний, которые планируют сократить свои расходы. Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%

Две трети компаний из всех, что планируют снизить расходы на персонал, намереваются сократить наём работников. В I квартале их доля достигала 82,8%.

Перевести сотрудников на работу на условиях неполного рабочего времени или отправить их в отпуска без сохранения заработной платы собираются 34,8% организаций.

Уволить работников готовы 29,7% предприятий, и за прошедший отчётный период доля значительно выросла – на 12,2%.

Сокращение заработной платы работников в планах пятой части компаний.

Только 9% опрошенных заявили, что в их организациях произойдёт снижение «размера» социального пакета. Этот вариант компании стали отмечать реже в два раза.

image004.png
*За 100% принято множество тех компаний, которые планируют сократить свои расходы на персонал. Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%

Доля компаний, участвующих в реализации дополнительных мер по снижению напряжённости на рынке труда региона, продолжает снижаться. Уже 38,7% респондентов вместо 44,3% выбрали из предложенного списка один или несколько вариантов.

Опережающее обучение сотрудников вели 30,3% организаций (доля не изменилась). Стажировку сотрудников проводили 16% компаний, столько же занимались организацией временной занятости. Компании сократили свои программы по стажировкам – доля указавших этот ответ стала ниже на 10%.

В 72,9% организаций приняты и действуют социальные программы для сотрудников. Их доля сократилась на 7%.

Респонденты, представляющие эти организации, уточнили в ходе опроса, что именно входит в социальные программы.

Дополнительные социальные выплаты, не предусмотренные законодательством, осуществляют 60,3% компаний.

55,2% направляют средства на оплату путёвок (в том числе санаторно-курортное лечение, детский отдых).

Программы медицинского страхования действуют в 41,8% компаний.

Жилищные программы (возможно с использованием механизмов ипотечного кредитования) разработаны для сотрудников в 29,3% организаций.

Программы дополнительного пенсионного страхования – в 14% предприятий.

Если сравнивать итоги I и II квартала, компании значимо реже стали оплачивать путёвки для работников.

В условиях распространения коронавирусной инфекции стали необходимыми меры – доставка сотрудников на место работы и домой, а также организация питания на местах.

43,2% компаний заявили, что сейчас оплачивают транспорт. 28,9% организаций обеспечивают работников питанием.

Некоторые респонденты дали собственные ответы:

дополнительные дни отпуска за стаж, компенсация расходов на содержание детей работников в детских дошкольных учреждениях; поддержка материнства и детства (выплаты по беременности и родам, укрепление здоровья беременных); поддержка многодетных семей; подарки к Новому году, корпоративные мероприятия к значимым календарным праздникам; льготы на объектах социальной сферы (спортивные, оздоровительные, развлекательные); программы поддержки и развития молодых сотрудников.

Благотворительные программы по поддержке населения во время пандемии.

image005.png
*За 100% принято множество тех компаний, в которых действуют социальные программы для сотрудников. Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%

Комментарии (0)

Добавить комментарий