14 мая 2020

Федеральная налоговая служба (ФНС) предлагает правительству запустить в 2020 году три цифровых проекта со значимым социально-экономическим эффектом. Речь идет об упрощенном порядке вычетов по НДФЛ, упрощенной регистрации индивидуальных предпринимателей через мобильное приложение и в качестве обеспечивающей инфраструктуры о создании удостоверяющего центра (УЦ) ФНС для выдачи сертификатов квалифицированной электронной подписи юрлицам, ИП и нотариусам. Экономический эффект для бизнеса от создания УЦ составит до 50,4 млрд руб. в 2021 году: ФНС предлагает предоставлять услугу бесплатно. Упрощение же процедуры вычетов позволит правительству получить в руки относительно действенный инструмент социальной политики.

Как стало известно “Ъ”, по итогам совещания в правительстве в конце апреля под руководством зампреда правительства Дмитрия Григоренко ФНС подготовила план исполнения трех крупных цифровых проектов, затрагивающих бизнес и граждан. Первый — развитие удостоверяющего центра ФНС, который будет обеспечивать сертификатами квалифицированной электронной подписи юрлиц, ИП и нотариусов. В службе ожидают, что количество обратившихся в УЦ в 2021 году составит 35% от общего числа участников, нуждающихся в таких услугах, а в 2022 году УЦ будет обрабатывать уже 100% запросов ИП, юрлиц и нотариусов. Экономия бизнеса на получение квалифицированной электронной подписи (КЭП) в 2021 году ожидается на уровне 50,4 млрд руб., в 2022 году — 144 млрд руб.

ФНС на этом рынке станет фактической госмонополией, оказывающей общедоступную госуслугу. Для самой службы это упростит поддержание единого и актуального реестра электронных подписей.

Напомним, идея централизации выдачи КЭП давно продвигается ФНС, оппонентом которой выступает Минэкономики с альтернативной схемой поддержания сети конкурирующих удостоверяющих центров, которые параллельно развивали бы сопутствующие бизнес-сервисы. Как говорится в материалах по проекту, направленных ФНС в правительство, для старта работы системы потребуется изменить закон об ЭЦП, а выбор схемы онлайн-УЦ объясняется «неблагоприятной эпидемиологической ситуацией». Кроме того, будут расширены способы удаленной идентификации личности заявителя при обращении в УЦ без физического посещения.

Соисполнителями проекта обозначены ФСБ и Минкомсвязь. В качестве доверенных лиц проекта названы Сбербанк, ВТБ и Промсвязьбанк, которые будут оказывать услуги по выдаче КЭП. Уже в декабре 2020 года ожидается аккредитация первых «дочерних» УЦ ФНС правительственной комиссией. Суть услуги — подача документов онлайн, по итогам — получение КЭП на безвозмездной основе. Перевыпуск подписи также предполагается без личной явки заявителя. Создание централизованной инфраструктуры УЦ на базе центров обработки данных ФНС оценивается в 280 млн руб., на развитие интерактивных сервисов службы в рамках проекта потребуется еще до 60 млн руб.— проект выглядит чрезвычайно недорогим.

Цифровым путем планируется внедрить и услугу упрощенной процедуры вычета НДФЛ через личный кабинет налогоплательщика. Ожидается, что охват услугой упрощенного вычета составит в 2021 году 900 тыс. налогоплательщиков (это порядка 10% от числа обращающихся за вычетом в год; однократное право на него имеют покупатели недвижимости, включая ипотеку, несколько раз можно получать вычеты на медицинские, образовательные и прочие социально одобряемые расходы, в том числе индивидуальные инвестиционные). Отметим, все три проекта, по сути, являются частью вполне прозрачной программы ФНС по превращению службы в центральный элемент цифровой госинфраструктуры для более сложных, чем это возможно сейчас, моделей взаимодействия граждан и исполнительной власти.

В случае с вычетами речь может идти о более сложной, чем сейчас, социальной политике. Налоговые вычеты в значительной части юрисдикций являются действенным ее инструментом, в России из-за традиционно «бумажной» формы работы госаппарата это расширение невозможно. В качестве проблемных моментов проекта по вычетам заявлено отсутствие финансирования, недостаточная численность сотрудников ФНС и неготовность банков к информационному сотрудничеству в электронном виде: очевидно, что до 2022 года предполагается лишь отработать практику без расширения самой системы вычетов.

С упрощенной процедурой регистрации ИП дела обстоят легче: для ее запуска требуется лишь изменение закона о госрегистрации юрлиц и ИП. Посредством мобильного приложения интерактивного сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физлиц» уже в этом году ожидается регистрация 10 тыс. ИП, притом что предоставление такой услуги намечено на декабрь 2020 года. В 2021 году количество ИП, воспользовавшихся упрощенным способом регистрации, оценивается в 150 тыс.

Коммерсантъ

Комментарии (0)

Добавить комментарий