6 мая 2020

29 апреля в рамках ММСО - 2020 была представлена практика «Взаимодействие вузов и работодателей: от слов к делу». Модератором дискуссии выступила заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций (АНО НАРК) Алла Факторович.

Faktorovich-A.A..jpg

В начале мероприятия Алла Факторович подняла важный вопрос - есть ли сложность в коммуникациях между работодателями и системой образования, каковы требования рынка труда и как они предъявляются системе образования? Многие эксперты признают, что существует определенный разрыв в коммуникациях, неудовлетворённость работой друг друга и даже взаимные претензии. Работодатели критикуют образовательную систему за инертность и нежелание идти на диалог, в свою очередь образовательные организации говорят, что они не представляют интереса для работодателей. Последнее исследование, проведённое АНО НАРК, показывает, что работодатели выстраивают альтернативную систему, и они больше доверяют своим учебным центрам, своим корпоративным университетам, которые покрывают их кадровые дефициты. В свою очередь образовательные организации ориентируются на собственные ресурсы, тем более сейчас в системе подготовки кадров появились точки роста - центры компетенций, центры опережающей подготовки кадров. В Национальной системе квалификаций есть инструменты, которые помогают договориться и выстроить диалог между образовательными организациями и работодателями. «Появились профессиональные стандарты, где прописаны знания и навыки, нужные работодателю, а значит, они обязательны в образовательных программах, есть координационные органы, площадки, на которых могут договариваться основные стейкхолдеры: работодатели, система образования, государство, профсоюзы, но необходимо партнерство, нужно не только вести диалог, но и действовать вместе», - подчеркнула Алла Факторович.

Участники дискуссии представили успешный кейс, пример плодотворного партнёрства между предприятием и образовательной организацией, где бенефициарами оказались все участники: предприятию в короткий срок удалось получить уникальный продукт и вывести его на рынок, а университет научился оперативно реагировать на запрос работодателя и отвечать на этот заказ бизнес-ориентированными программами. В результате этого партнёрства появилась уникальная, но тиражируемая модель кадрового обеспечения, которая позволяет в короткие сроки создавать инжиниринговые команды, готовые к запуску новых технологий, проектов, ориентированных на конкретные бизнес-задачи. Эта модель объединила предприятия, инвесторов, образовательные организации. Отработка модели проводилась на базе ООО «Завод по переработке пластмасс имени «Комсомольской правды», предприятие находиться в г. Санкт-Петербурге.

Какие задачи стояли перед предприятием, какие инструменты использовались и почему модель оказалась полезной, поделилась своим мнением Светлана Козлова - Генеральный директор ООО «Завод по переработке пластмасс имени «Комсомольской правды».

«Каждое производственное предприятие сталкивается с необходимостью решать сложные инновационные задачи. Нам нужно было понимать, каким кадровым составом это можно сделать, поэтому, когда Фонд инфраструктурных и образовательных программ (группа компаний РОСНАНО) предложил нам поучаствовать в новом проекте - создании модели проектирования инжиниринговых команд, - мы согласились», - отметила Светлана Козлова. Была поставлена задача разработать модель формирования инжиниринговых команд на отечественных производственных предприятиях, использующих передовые производственные технологии и выпускающих инновационную продукцию.

Светлана Козлова отметила, что ключевая идея проекта - обеспечение квалифицированным персоналом предприятия с применением инструментов Национальной системы квалификаций. Модель формировалась из нескольких блоков: первое - это анализ самого технологического проекта, затем описание бизнес-процессов, которые должны быть реализованы для его реализации. «После этого под каждый бизнес-проект выделяется конкретный исполнитель, с той профессиональной квалификацией, по которой он в данный момент работает. Далее мы смотрим ту квалификацию, которая необходима для реализации данного проекта, определяем дефицит знаний и умений у конкретного специалиста и уже под эти дефициты разрабатываем адресные образовательные программы, учебные модули, при этом мы их разрабатываем самостоятельно с учётом производственных модулей, которые у нас применяются, и с привлечением высших учебных заведений. Мы проводим обучение команды, которая нам необходима для реализации бизнес-процессов. После обучения специалист обязательно проходит процедуру подтверждения данной квалификации в Центре оценки квалификации», -пояснила Светлана Козлова.

Со стороны системы образования выступила Тамара Чистякова - Заведующая кафедрой систем автоматизированного проектирования и управления ФГБОУ «Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)» (СПбГТИ (ТУ)), руководитель Учебного центра «Полимер-экология» Полимерного кластера Санкт-Петербурга, она подчеркнула, что СПбГТИ(ТУ) – старейший практический технологический институт в России с 192 летней историей. Вуз имеет огромный опыт реализации образовательных программ, охватывающих весь жизненный цикл промышленного изделия (от синтеза веществ и материалов до управления производством), разработки практико-ориентированных образовательных программ для наноиндустрии по заказу Фонда инфраструктурных и образовательных программ, разработки и внедрения международных инновационных ИТ-проектов для полимерной промышленности, а также опыт разработки профессиональных стандартов и оценки квалификаций совместно с промышленными предприятиями.

Тамара Чистякова уточнила, что при формировании программы инжиниринговых команд технический университет ориентировался на главные тренды в промышленности, а именно:

  • Развитие цифровой экономики и промышленного инжиниринга.

  • Развитие системы экологического менеджмента предприятий и необходимость решения задач ресурсо- и энергосберегающего управления производством.

  • Расширение национальной промышленной индустрии и инфраструктуры обработки, утилизации и обезвреживания отходов, их использования в качестве вторичного сырья для производства новой продукции

Особо была подчёркнута важность реализации стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утверждённая Правительством Российской Федерации.

«Мы вместе с заводом, АНО НАРК и Фондом инфраструктурных и образовательных программ (группа компаний РОСНАНО) прошли следующие этапы: выявление квалификационных дефицитов и формирование состава инжиниринговой команды; разработка модульной программы обучения и образовательного контента с учетом профстандартов; обучение инжиниринговой команды и защита группового задания, - уточнила она. - Как результат - оформление программы обучения, настраиваемой на различные объекты изучения промышленного производства, и состав инжиниринговой команды».

Татьяна Логинова - председатель Совета Директоров ООО «Завод по переработке пластмасс им. Комсомольской правды», Сопредседатель Экспертной Группы АСИ по оценке целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга, выразила позицию инвесторов, она отметила финансовую привлекательность проекта. «Несмотря на то, что общество, государственная система управления накопили большой опыт, набор инструментов, механизмов для возможной активизации и реализации инвестиционных процессов в решении важных стратегических задач как регионального, так и национального уровня, мы часто видим, что все эти механизмы и инструменты работают разрознено, т.е. отсутствует элемент интеграции», - заметила Татьяна Логинова.

Она уточнила, что модель кадрового обеспечения может прекрасно справиться с этой ролью, она объединяет разноплановые вещи, такие как соглашения, источники финансирования и другие формы поддержки.

«Без командообразования невозможен успешный проект. Модель кадрового обеспечения изучается органами исполнительной власти, которые отвечают за работу с инвесторами. Имея такой богатый опыт, инструментарий, отвечающий всем современным тенденциям общества, мы обеспечиваем возможность менять обучающие программы, тем самым решая разные бизнес-задачи в самых различных отраслях экономики. Сейчас есть площадки, где модель кадрового обеспечения обсуждается с представителями делового сообщества», - заключила Татьяна Логинова.

Ангелина Волкова - руководитель направления по развитию профессиональных квалификаций Фонда инфраструктурных и образовательных программ (группа компаний РОСНАНО) заметила, что модель формирования инжиниринговых команд создавалась при поддержке Фонда. «Цель проекта была амбициозной. Сформировать клиентоцентричный сервис, где человек, заинтересованный работать в нашем секторе и мотивированный на участие в сложных технологических проектах, сможет формировать и развивать не только свою индивидуальную траекторию, но и уметь применять процессы сборки команд квалифицированных специалистов. Для этого необходимо было создать комплекс технологизированных решений, так называемый движок по кадровой сборке междисциплинарных команд, а чтобы этот движок работал, необходимо было сформировать и описать новый вид профессиональной деятельности – кадровое проектирование инновационного производства/проекта», -пояснила она.

Ангелина Волкова подчеркнула, что в основе модели – идея консорциума. «Основным залогом успеха было то, что в процессе разработки Модели была создана своя экосистема, где ядром являлось реальное наукоемкое предприятие, которое входило в уже сформированную на тот момент инфраструктуру Национальной системы квалификаций. Плюс, предприятие было готово через разработку и апробацию Модели, что называется на себе, в процессе реализации проекта менять свою производственную культуру, бизнес-процессы, каналы коммуникации и взаимодействия. А это сильный шаг. Данное предприятие, будучи еще и центром оценки квалификации, по сути стало агрегатором бизнес-процессов Национальной системы квалификаций, площадкой для отработки методических решений и перевода их в прикладные технологии по кадровому обеспечению решения целевых задач бизнеса. Это позволило воспроизвести весь жизненный цикл квалификации – от заказа на них через их описание и трансляцию адресного запроса бизнеса на образовательные программы – до оценки квалификаций. Тем самым была обеспечена интеграция ресурсов бизнеса, науки и образования», - уточнила она. Оценивая перспективы применения модели, Ангелина Волкова выразила уверенность, что модель кадрового обеспечения в полной мере отвечает основному функционалу платформы с точки зрения создания ценности, формирования банка проектов и технологий, предоставления апробированных управленческих решений и кадровых инструментов и сервисов, определения правил и стандартов, сокращения трансакций, верификации и квалифицированной профильной экспертизы, вовлечения в коммуникацию специалистов и экспертов.

«Вторым немаловажным фактором является завершение описания квалификационного профиля специалиста по кадровому проектированию с включением «мягких» компетенций, запуск подготовки таких специалистов и вывод их на рынок. Именно в этом направлении мы планируем дальнейшее движение. Я уверена, что тем самым будет формироваться новая производственная культура. В будущем это позволит модели кадрового обеспечения стать саморазвивающейся и динамичной. А с учетом современных вызовов рынка труда – скорость обратной связи и адекватная реакция – залог успеха», -заключила она.

Подводя итоги дискуссии, Алла Факторович подчеркнула, что модель кадрового обеспечения содержит банк апробированных кадровых инструментов и сервисов, правил коммуникации участников взаимодействия. Это своеобразный кадровый конструктор, среди элементов которого – квалификации, программы обучения, оценка специалистов. «Современная экономика, по мнению экспертов, характеризуется не столько жизнеспособностью своих рынков, сколько эффективностью и жизнеспособностью своих «сетей». Представленная модель позволяет развивать такие сети, избегая коммуникационных разрывов.

Национальное агентство развития квалификаций (www.nark.ru) является базовой организацией Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, оператором системы независимой оценки квалификаций, обеспечивает организационно-методическую поддержку отраслевых советов по профессиональным квалификациям, содействует развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации; формирует согласованную позицию организаций, представляющих бизнес сообщество, в их взаимодействии с государственными и негосударственными структурами, ответственными за развитие образования; содействует становлению независимых, в том числе общественно – государственных институтов, участвующих в развитии качества рабочей силы, оценке результатов образования, обучения и трудового опыта.

Комментарии (0)

Добавить комментарий