28 апреля на ММСО-2020 завершилась двухдневная Всероссийская конференция «Развитие национальной системы квалификаций – условие повышения престижа рабочих профессий». Состоялись мастер-классы и панельные дискуссии с участием работников образования и работодателей Иркутской области, в роли модератора выступила Ольга Клинк, руководитель Базового центра подготовки кадров.
Мастер-класс «Конструктор карьеры – ориентир в мире профессий» провела Мария Брюханова, руководитель центра приоритетных проектов и систем квалификаций Регионального института кадровой политики (г. Иркутск). В нем приняли участие представители профессиональных образовательных организаций Иркутской области.
Был представлен опыт преподавания учебного курса «Конструктор карьеры», содержание которого разработано Базовым центром подготовки кадров. С сентября по декабрь 2019 года состоялась первая волна апробации этого курса в Иркутской области с участием четырех профессиональных образовательных организаций, готовящих кадры для разных отраслей.
Так, в Черемховском техникуме промышленной индустрии и сервиса основой курса «Конструктор карьеры» стали деловые игры и работа в группах. Студенты анализировали состояние и тенденции рынка труда, разбирались, что такое профессиональные стандарты и чем они отличаются от стандартов образовательных, какая информация фиксируется в документах об образовании. По мнению преподавателя техникума Татьяны Смирновой, курс помогает студентам погрузиться в профессию, формирует у них представление о карьере, учит использовать ресурсы Национальной системы квалификаций, дает в руки практические инструменты профессионального развития.
Иркутские коллеги пришли к выводу, что благодаря курсу «Конструктор карьеры» образовательные организации получают на выходе специалиста, за которого «не стыдно перед работодателем», мотивированного к своей профессии, понимающего, что его ждет на рабочем месте. Как отметила Ольга Клинк, этот курс оказался эффективным не только для студентов, но и для преподавателей, которые с его помощью освоили новые образовательные технологии.
В рамках конференции АНО НАРК также состоялась панельная дискуссия на тему «Чтобы хобби стало работой: с чего начать и как преуспеть? (карьерный стартап)», модератором которой выступила Татьяна Моргунова, заведующая кафедрой технологии и предпринимательства Регионального института кадровой политики. Перед участниками конференции выступил Александр Соболев – известный в Иркутске предприниматель, впервые проявивший интерес к бизнесу, по его словам, с шестилетнего возраста и воспринимавший бизнес как хобби, и Инна Рослова – индивидуальный предприниматель, обучающий живописи.
Александр Соболев дал молодым людям три совета. Во-первых, пользоваться возможностями современного мира – ведь бизнес может быть глобальным, и главное условие для этого – интернет. Во-вторых, держать удар: одинаково эффективно общаться и с налоговым инспектором, который хочет найти нарушения, и с предъявляющим претензии клиентом. В-третьих, договариваться с партнерами на берегу: определять зоны ответственности каждого и пути разрешения возможных конфликтов.
В свою очередь, Инна Рослова рассказала, как ее детский интерес к рисованию превратился не просто в профессию, а в бизнес: все началось с того, что два человека попросили научить их живописи, а все имущество художественной студии поначалу состояло из одного мольберта и нескольких стульев. По мнению спикера, преуспеть в бизнесе ей помогает конкуренция: «Люди сходят в другие школы, посмотрят и возвращаются к нам – чувствуют разницу!»
Следующий мастер-класс, посвященный подготовке инфографического резюме, провел Роман Васильев, заведующий лабораторией развития цифровой образовательной среды Регионального института кадровой политики. Он объяснил, что существует несколько видов резюме - хронологическое, функциональное, комбинированное, видео-резюме, инфографическое, резюме международного образца (С.V), - и рассказал о преимуществах и недостатках инфографического резюме.
Инфографическое (визуальное) резюме считается самым оригинальным способом рассказать о себе работодателям. Оно может содержать картинки, графики и словесные комментарии в разном соотношении. В таком резюме очень удобно представлять не только предыдущий опыт работы в компаниях и занимаемые должности, но и результаты деятельности соискателя в измеряемых показателях: например, за время ведения блога его аудитория выросла на 80%, а за время работы в отделе продаж число проданных телефонов выросло на 300%. Роман Васильев продемонстрировал образцы инфографических резюме и привел примеры сайтов-конструкторов, с помощью которых их можно составлять. Подобные мастер-классы для своих студентов проводят педагоги иркутских профессиональных образовательных организаций в рамках курса «Конструктор карьеры».
«Hardskills и Softskills: что важнее для успешной карьеры?». Ответы на этот вопрос дали представители работодателей и образовательных организаций в ходе панельной дискуссии, модератором которой выступила Елена Тазетдинова, старший преподаватель кафедры профессионального образования Регионального института кадровой политики.
Максим Русяев, начальник учебно-производственного центра Иркутского авиационного завода (ИАЗ) – филиала ПАО «Корпорация «Иркутск», рассказал, что более половины работников на предприятии, которое он представляет, имеют среднее профессиональное образование. «На мой взгляд, для рабочей профессии основа успешной работы и карьеры – это именно профессиональные компетенции – hard skills. Но любой сотрудник приходит в коллектив и для него важно иметь также и «мягкие» навыки – soft skills, поэтому соотношение hard и soft-skills - 80% к 20%. Для других профессий и в другой отрасли будут другие пропорции», - отметил Максим Русяев.
Всеволод Кумин, руководитель строительной компании «Атлант», заявил, что образовательные организации СПО должны давать выпускникам основу для профессиональной деятельности – hardskills. Что касается softskills – это коммуникационные навыки и лидерство, которые приходят с опытом. Раньше их помогали развивать пионерские и комсомольские организации, сегодня эту роль выполняют общественные инициативы и волонтерство.
Альбина Бикбулатова, проректор по учебно-воспитательной работе Московского государственного университета пищевых производств, отметила, что сегодня образовательные программы колледжа строятся по принципу «кастомизации образования», когда студенты готовятся для работы в конкретных организациях. «Современные образовательные программы дают возможность, кроме основной образовательной программы, длительность которой составляет 1,5 года, включать дополнительные модули. Это позволяет развить по заказу предприятия или по выбору студента те или иные компетенции, которые помогают выстроить дальнейшую карьерную траекторию и удачно трудоустроиться», - считает эксперт.
Завершающим мероприятием конференции стала интерактивная площадка «Студент - будущий предприниматель». Его ведущая Татьяна Моргунова напомнила, что 2020 год объявлен годом предпринимательства и к сентябрю по поручению Президента России должны быть предложены образовательные программы предпринимательской направленности для детей. В составе общих компетенций в образовательных стандартах СПО по топ-50 названа профессиональная компетенция «Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере».
Рафаэль Нечаев, еvent-предприниматель (г. Братск), поделился опытом организации мероприятий для студентов на примере своего мастер-класса по развитию предпринимательства для молодежи.
«Направлений для предпринимательской деятельности великое множество. Но каждый предприниматель столкнется с необходимостью свои услуги и товары продвигать, то есть с вопросами маркетинга, а также – с коммуникацией с клиентами и с вопросами продаж. Это две основные темы – маркетинг и продажи, на которых нужно сфокусировать внимание образовательным организациям при подготовке программ по развитию предпринимательских компетенций у студентов», - подвел итог своего выступления Рафаэль Нечаев.
Национальное агентство развития квалификаций (www.nark.ru) является базовой организацией Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, оператором системы независимой оценки квалификаций, обеспечивает организационно-методическую поддержку отраслевых советов по профессиональным квалификациям, содействует развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации; формирует согласованную позицию организаций, представляющих бизнес сообщество, в их взаимодействии с государственными и негосударственными структурами, ответственными за развитие образования; содействует становлению независимых, в том числе общественно – государственных институтов, участвующих в развитии качества рабочей силы, оценке результатов образования, обучения и трудового опыта.
Комментарии (0)