28 февраля 2020


Сегодня комиссии по легализации являются одной из форм контроля налогоплательщиков со стороны налогового органа. Данный метод появился приблизительно 7 лет назад. Изначально комиссии по легализации налоговой базы и объектов налогообложения носили формальный характер. Протокол такого мероприятия содержал лишь пару фраз о пояснении причин убытков компании. Какого-либо углубленного анализа не приводилось, а сама комиссия имела, скорее, неофициальный характер. На сегодняшний день многое изменилось. Комиссии приобрели форму «допроверочного» контроля и урегулирования претензий.

Комиссия по легализации налоговой базы – один из методов контроля компании, который появился приблизительно 5 лет назад. Ее работа регулируется разъяснительными письмами ФНС, которые предназначаются для инспекторов. В НК РФ соответствующих пояснений нет. Организация комиссии осуществляется согласно составленному плану.

Критерии вызова на комиссию.

Компания выбирается для вызова на комиссию по следующим критериям (письмо ФНС от 17.07.2013 N АС-4-2/12722):

  • По информации, изложенной налогоплательщиком в заявлении об убытках. Подозрение может вызвать указание отрицательного убытка за 3 последних года, отсутствие информации об убытках.

  • Пониженное налогообложение для ИП по акцизам, УСН, НДФЛ. Нужно поделить сумму налога на объем всех доходов предприятия. Если в результате получается число меньше 3, нагрузка считается малой. Для торговых образований это число составит меньше 1.

  • Пониженная налоговая нагрузка по НДС. Для определения низкой нагрузки нужно разделить НДС к возмещению на аналогичный показатель к уплате. Если результат расчетов составит больше 89%, это обозначает пониженный показатель.

  • Недоимка по НДФЛ. Для обнаружения недоимки информация из справок 2-НДФЛ сравнивается с фактическими платежами. Для получения сведения также может использоваться РСВ-1 ПФР.

  • Компании, уплатившие НДФЛ меньше на 10% относительно предыдущего налогового периода. Данный пункт выявляется на основании карточек расчетов, динамики поступивших платежей, число сотрудников компании (по данным, поданным в ПФР), размеры платежей по филиалам.

  • Низкая зарплата для сотрудников относительно зарплаты по сектору. Информация анализируется на основании справки 2-НДФЛ, все выплаты компании своим работникам, среднее количество сотрудников. Кандидат рассмотрения комиссии – организация, выплачивающая зарплату меньше МРОТ.

  • Заявка о профессиональном вычете, равном более 95% от доходов предприятия. Данный пункт касается ИП. Проверяются декларации 3-НДФЛ. В процессе показатели строки 120 делятся на показатели 110.

  • ИП, которые в декларации по НДС зафиксировали некую сумму выручки, а в декларации 3-НДФЛ проставили 0 или вовсе не оформляли рассматриваемую форму. Несоответствие информации из 2-х документов может вызвать подозрения.

  • Дополнительные критерии:

  • Поступление данных о доходах резидентов РФ от иностранных государств.

  • Поступление данных о сокрытии доходов от ОВД, прокуратуры, ФЛ и ЮЛ.

  • Применение льгот по налогам и пониженных ставок без должных оснований.

  • Предоставление НДС к возмещению.

  • Различные нарушения закона в области налогового права.

  • После составления перечня компаний, подлежащих контролю, определяется очередность приглашения на комиссию. Первыми в очереди идут компании с большей суммой налогов, подлежащих потенциальному возмещению.

  • После того как очередность определена, компаниям направляются уведомления. В них указаны рекомендации по устранению правонарушения. Если ЮЛ или ИП не выполнило рекомендации, направляется письмо с вызовом на комиссию.

Основные задачи комиссии.

Контроль компании комиссией является досудебным способом решения налоговых споров. Основные цели деятельности комиссии:

  • Улучшение поступлений налогов.

  • Увеличение взимания подоходного налога, а также страховых взносов.

  • Выявление неверных данных в бухгалтерской и налоговой отчетности.

  • Выявление выдачи сотрудникам неофициальных зарплат.

  • Предупреждение перевода подоходного налога и страховых взносов позже срока.

  • Выявление компаний, выплачивающих зарплату ниже МРОТ.

  • Выявление организаций, не устраивающих сотрудников на работу официально с целью уменьшения налоговой базы.

Состав комиссии.

В состав комиссии по легализации налоговой базы входят следующие лица:

  • Сотрудники налоговых органов.

  • Представители местных органов управления.

  • Представители ПФР, ФСС.

  • Сотрудники трудовой инспекции.

  • Прокурор.

  • Представители правоохранительных органов.

Информацию о налогоплательщиках комиссия берет из отчетов компаний, имеющихся реестров, Интернета, публикаций СМИ.

Итоговые документы после проведения комиссии.

После проведения контрольного мероприятия составляются следующие документы:

  • Протокол заседания, который должен подписать секретарь и председатель комиссии. Представителя налогоплательщика необходимо ознакомить с протоколом под расписку. Представитель может запросить копию протокола.

  • Рекомендации, в которых отражается фактическая сумма налогов, сумма к доплате и прочее. Срок устранения правонарушений составляет 10 дней.

Компания обязана исполнить все предписания комиссии. Факт устранения правонарушений проверяется инспекцией ФНС. Если компания не предприняла никаких действий, принимается решение о проведении выездной проверки.

Возможные вопросы на комиссии по легализации.

Особенности поведения представителя налогоплательщика на комиссии обусловлены тем, какие вопросы будут задавать представители контролирующего органа. Могут быть заданы примерно следующие вопросы:

  • На какой деятельности специализируется компания?

  • С какими поставщиками, контрагентами и покупателями сотрудничает предприятие?

  • Есть ли в компании служба безопасности, проверяющая контрагентов на надежность?

  • Соответствие компании юридическому адресу, наличие договора аренды, размер арендных платежей.

  • Число сотрудников в компании и их специализация.

  • Сотрудничество с компаниями-однодневками для создания фиктивного документооборота.

Если представитель компании не может ответить на эти вопросы, деятельность фирмы ставится под сомнение.

Как вести себя на комиссии.

  • Перед комиссией нужно выстраивать определенную линию защиты. Она будет зависеть от того, в чем именно обвиняется налогоплательщик.

  • Очень важно подготовить аргументы в свое оправдание. Пояснения можно предоставлять в письменной форме. Каждый аргумент желательно подтверждать документами.

Пример построения линии защиты. Компании предъявляются обвинения в большом размере убытков. В данном случае объяснить подозрительное явление можно следующими фактами:

  • Сектор, в котором работает компания, предполагает большие убытки для всех фирм.

  • Повысилась стоимость сырья.

  • Колебания курсов валюты.

  • Спрос на продукцию компании резко упал.

  • Финансовый кризис.

  • Компания работает в новом для себя секторе.

  • Если на комиссии будет рассматриваться низкая зарплата сотрудников, можно предъявить эти аргументы:

- Часть сотрудников трудится в других регионах, в которых размер зарплат относительно низкий.

- В компании был введен плавающий график, режим неполной занятости.

  • Все аргументы должны быть логичными и обоснованными. Усилить их можно путем предоставления сопутствующих документов (к примеру, статистика).

Последствия неявки на заседание комиссии.

  • Представителям компании рекомендуется обязательно являться на комиссию. Это позволит фирме своевременно исправить все нарушения и не допустить наложения санкций.

  • Если представитель компании не явится на заседание, будут проведены следующие действия:

  • Отправят повторное уведомление.

  • Отправят уведомление в ФНС.

  • Дополнительно проведут исследование информации о компании для решения о целесообразности осуществления проверки.

  • Будет произведена подготовка к более глубокой проверке.

Комментарии (0)

Добавить комментарий