За последний квартал 2019 года в компаниях произошла переоценка текущих проблем и сложностей – их острота снизилась при одновременном росте позитивных оценки «компания не сталкивалась с проблемами за отчётный период» – с января 2019 года доля выросла с 5,4% до 17,3%. Об улучшении делового климата свидетельствует также изменение ответов на вопрос, что именно оказывало негативное влияние на деятельность российских компаний. Если на протяжении 2019 года проблемы неплатежей со стороны контрагентов и дефицита оборотных средств мешали работе порядка 40% организаций, то в первом месяце 2020 года их значимость упала – доля этих вариантов сократилась до 25,8%.
Таким образом, несвоевременное выполнение контрактных обязательств и дефицит оборотных средств оказались в одном ряду с проблемами снижения спроса и роста фискальной нагрузки – их отметили уже около 24% респондентов (здесь доли сохранили свои значения). Расхождение в 2% между ответами, занявшими первые четыре места в списке ограничений для бизнеса, укладывается в статистическую погрешность.
Как и в третьем квартале 2019 года, порядка 15% компаний мешают валютная нестабильность и ухудшение условий поставки сырья и комплектующих. Доли этих вариантов изменились незначительно – в октябре ответ «валютная нестабильность» указали 16,5% участников опроса, а «ухудшение условий поставки» – 15,6%.
Десятой части организаций в III-IV кварталах года пришлось сократить объёмы производства. Также 10,2% респондентов пожаловались на недоступность финансовых ресурсов, доля этого варианта стала ниже на 7,5%.
В октябре 2019 года только 2,3% компаний столкнулись с невозможностью оснастить организацию новым оборудованием/технологиями из-за ограничения импорта, в январе их доля выросла до 8,3%.
По мнению 8,2% участников опроса, негативное влияние на деятельность компаний оказал рост административной нагрузки при сборах фискальных платежей. Три месяца назад доля этого варианта была ниже – 4,9%.
О произошедшем сокращении инвестиционных программ компаний или переносе их на более поздний срок в текущих условиях заявили 7,7% респондентов (разница между данными января и октября – 1,1% – статистически незначима).
Также несколько респондентов ответили, что на деятельность их компаний повлиял отказ партнёров от реализации совместных проектов (доля варианта 4%), отказ от выхода на новые рынки сбыта (доля 3,9%).
Для некоторых компаний – для 3,6% – по-прежнему чувствительными остаются ограничения, связанные с введением санкций со стороны западных стран.
*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%
Основной мерой для повышения эффективности деятельности компаний остаётся сокращение расходов, правда, за квартал произошло серьёзное снижение доли этого варианта – с 84,1% до 65,4%.
Реализация энергосберегающих и ресурсосберегающих программ в планах у 39,1% компаний, в октябре этот вариант отметили 46,5% респондентов. О возможной интенсификации производства заявили порядка трети опрошенных организаций (+8,3%). Пятая часть компаний готова переориентировать предприятие на выпуск иной продукции, доля варианта выросла на 8,5%.
Повышение цен планируют 19,7% организаций, три месяца назад этот ответ указали 12,4% участников опроса. Здесь возможно влияние сезонного фактора – в последний квартал года традиционно происходит изменение ценовой политики организации.
Если в октябре 2019 года более четверти компаний планировали начать требовать аванс с покупателей, то в январе 2020 года доля сократилась до 18,7%.
Сохранить или увеличить объёмы инвестиционных программ намерены 16,1% организаций (-3,2% от октябрьского значения). Продать непрофильные активы хотят 13,2% участников опроса, доля варианта стала ниже на 5,7%.
Чуть менее десятой части компаний ответили, что планируют снижение цен. В прошлом квартале это был один из наименее популярных ответов – его доля составляла 3,7%.
Отказаться от авансирования поставщиков собираются 7,6% организаций. В октябре доля варианта была значимо выше – она достигала 19,2%.
О возможной оптимизации затрат предприятия без снижения выпуска продукции и без сокращения объёмов затрат заявили 7,2% респондентов и в октябре 2019 года, и в январе 2020 года. Сократить объёмы инвестиционных программ по-прежнему хотят только 6,5% опрошенных представителей бизнеса, а 5,3% компаний намерены сократить производство / оказание услуг (-2,1% за квартал).
Один из позитивных индикаторов улучшения делового климата – рост доли варианта «в планах приобретение активов конкурентов» с 0,9% до 6%.
Остальные возможные ответы – сокращение номенклатуры производимой продукции, продажа компании, временная остановка деятельности компании – составили менее 5%.
*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%;
Расходы на потребляемые услуги будут снижать 61,8% компаний, планирующих в целом сокращение своих затрат. Сократить расходы на персонал намерена половина компаний.
Доля организаций, в которых снижение расходов будет происходить через экономию на сырье и комплектующих, – 49,4%.
Доля тех, кто будет сокращать расходы на благотворительные социальные программы, не изменилась и составила в январе 16,5%.
* За 100% принято множество тех компаний, которые планируют сократить свои расходы. Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%
70,1% компаний, планирующих снизить расходы на персонал, остановятся на сокращении найма персонала. Доля прибавила за прошедшие три месяца 9,7%.
Чуть менее трети – 31,3% – намерены уволить работников, в предыдущем квартале этот вариант выбрали 36,7% респондентов.
Четверть организаций собирается перевести сотрудников на работу на условиях неполного рабочего времени или отправлять их в отпуска без сохранения заработной платы (-18,8% от значения, полученного в октябре).
Сократить заработную плату в планах 16,9% организаций, сократить «размер» социального пакета готовы 12,6% компаний. В случае последних двух вариантов доли почти не изменились.
*За 100% принято множество тех компаний, которые планируют сократить свои расходы на персонал. Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%
60,8% участников опроса ответили, что участвуют в реализации дополнительных мер по снижению напряжённости на рынке труда региона. Три месяца назад их доля составляла 56%. Опережающее обучение сотрудников вели 38,2% компаний (-3,5% от значения октября). Стажировки сотрудников проводились в III-IV квартале примерно в 29% организаций. Временную занятость организовывала четверть опрошенных компаний, здесь доля выросла на 5%.
Только 5% респондентов указали все возможные варианты ответа, по сравнению с октябрьскими данными доля упала на 7,7%.
Доля компаний, в которых приняты и действуют социальные программы для сотрудников, – 80,4%. В прошлом квартале она была ниже – 73,8%.
Респонденты, представляющие эти организации, уточнили в ходе опроса, что именно входит в социальные программы.
69,7% организаций направляют средства на оплату путёвок (санаторно-курортное лечение, детский отдых). В октябре этот вариант указали 59,3% опрошенных.
Дополнительные социальные выплаты, не предусмотренные законодательством, осуществляют 67,2% компаний (+5,4% за три месяца). Жилищные программы реализуют 48,7% организаций, доля выросла на 13,4%.
Программы добровольного медицинского страхования действуют в 45,6% организаций. За квартал произошло сокращение доли ответа на 16,9%.
Наименее распространены программы дополнительного пенсионного страхования – они приняты только в 11,6% компаний.
7,4% респондентов указали сразу все возможные варианты – в этих компаниях распространены и программы ДМС, и жилищные программы, и социальные выплаты, и оплата путёвок, и дополнительное пенсионное страхование. В октябре доля была выше на 5%.
Некоторые респонденты дали собственные ответы:
оплата питания; оплата проезда до места работы; поддержка материнства и детства (выплаты по беременности и родам, укрепление здоровья беременных); поддержка многодетных семей; подарки к Новому году, корпоративные мероприятия к значимым календарным праздникам; льготы на объектах социальной сферы (спортивные, оздоровительные, развлекательные).
*За 100% принято множество тех компаний, в которых действуют социальные программы для сотрудников. Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%
Источник: РСПП
Комментарии (0)