17 сентября в Москве состоялась конференция «Управление персоналом: новые задачи и новые решения». Ее организовало Национальное агентство развития квалификаций (АНО НАРК) при поддержке и участии Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), Минтруда России и Союза журналистов России. Среди участников конференции были те, кто определяет государственную политику в сфере управления человеческими ресурсами, и те, кто руководит HR-службами российских и международных компаний.
«Конференция – это возможность обменяться мнениями, провести прямой диалог по вопросам развития человеческого капитала, управления человеческими ресурсами с использованием новых инструментов Национальной системы квалификаций, - отметил генеральный директор АНО НАРК Александр Лейбович. – В последние годы эти инструменты развиваются под эгидой Национального совета по профессиональным квалификациям при Президенте России и при активной поддержке Минтруда России».
Председатель Национального совета, президент РСПП Александр Шохин отметил, что одной из главных задач, стоящих перед государством и бизнесом, является обеспечение рынка труда квалифицированными кадрами. Для этого разрабатываются профессиональные стандарты, открываются центры оценки квалификаций, требования работодателей учитываются в образовательных стандартах и программах. И теперь фокус деятельности необходимо сместить непосредственно к участникам рынка – в регионы, на предприятия.
Александр Шохин также сообщил, что если раньше были особенно важны количественные показатели – сколько профессиональных стандартов разработано, сколько центров оценки квалификаций открыто и проч., - то теперь ключевым фактором становится качество работы. Тем более что с развитием Национальной системы квалификаций прямо или косвенно связаны практически все национальные проекты. «Наша задача – превратить профессиональные стандарты и квалификации в инструмент, необходимый и работникам, и работодателям», - заявил он.
По мнению Александра Шохина, в крупных компаниях профессиональные стандарты, профессиональные экзамены и другие инструменты Национальной системы квалификаций уже стали привычным явлением. Теперь же ее преимущества должны оценить и те, кто занимается мелким бизнесом, индивидуальные предприниматели. Например, если гувернантка или репетитор успешно сдают профессиональный экзамен и получают свидетельство о квалификации, для потребителя это показатель высокого качества их услуг. Возможность сдать профессиональный экзамен должны иметь и студенты, причем не только по основной квалификации, но и по смежным – например, связанным с цифровыми компетенциями.
Заместитель министра труда и социальной защиты РФ Всеволод Вуколов призвал участников конференции не сбавлять темп работы. «Создавая Национальную систему квалификаций, мы хотели добиться, чтобы рынок труда сомкнулся с рынком образования, чтобы в течение всей жизни каждый гражданин мог повышать и подтверждать свою квалификацию, - заявил он. – И теперь предстоит выработать решения для ускорения развития».
Заместитель министра предложил более эффективно использовать возможности центров оценки квалификаций – чтобы там принимали профессиональные экзамены по широкому спектру квалификаций, чтобы цены на их услуги были доступны для рядовых граждан. По его мнению, на заседаниях Национального совета необходимо анализировать, какие меры предпринимают конкретные советы по профессиональным квалификациям для развития центров оценки квалификаций, какая помощь им необходима.
Директор Бюро Международной организации труда (МОТ) для стран Восточной Европы и Центральной Азии Ольга Кулаева сообщила, что основой сферы труда должно стать развитие человека, и этот подход требует пересмотра решений, которыми мы руководствовались по сей день. В декларации, принятой на конференции в честь столетия МОТ, констатировалось, что развитие способностей человека зависит и от бизнеса, от институтов рынка труда. Раньше ключевой проблемой считался переход от учебы к работе, а теперь не менее важен переход от одной работы к другой, когда необходимо переобучение.
Председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов отметил ключевую роль HR-сообщества в выработке итоговых решений, касающихся перспектив развития сферы труда. «Кадровая служба – это интеллектуальная работа, а не просто механическое заполнение трудовых книжек, - подчеркнул он. – От ее специалистов зависит развитие организации, ее стратегия, прогноз потребностей в кадрах».
Директор по гуманитарной политике Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ Александр Асмолов напомнил, что мы живем в эпоху смены парадигмы – перехода от человеческого капитала к человеческому потенциалу, что неопределенность будущего и смена профессий становятся нормой жизни, а ключевая компетентность успешного человека – готовность к обновлению компетенций. «По итогам исследования в Microsoft, Google и Apple оказалось, что топ-менеджерами этих компаний являются те, кто в 12-15-летнем возрасте бешено любил фантастику – прошел гениальную школу воображения и жил в стране воображения», - рассказал Александр Асмолов.
Перед участниками конференции выступили представители корпоративного сектора, рассказавшие об опыте использования инструментов Национальной системы квалификаций в своих корпорациях.
Директор Центра планирования и использования трудовых ресурсов Газпрома, член Совета по профессиональным квалификациям в нефтегазовом комплексе Павел Иванов отметил, что в разработке и применении профессиональных стандартов участвуют все крупные компании нефтегазового комплекса. «Сначала у кадровых служб были на этот счет сомнения, они считали профессиональные стандарты дополнительной нагрузкой, а теперь понимают их необходимость в повседневной работе», - подчеркнул он.
Директор по персоналу Госкорпорации «Росатом» Татьяна Терентьева назвала профессиональные стандарты языком общения между руководителями, работниками и профсоюзами. По ее мнению, был сделан шаг вперед от единых тарифно-квалификационных справочников. В профессиональных стандартах учитываются современные требования к работникам, сняты ранее существующие ограничения. Например, чтобы стать директором или главным инженером атомной станции, требовался огромный стаж, теперь же пул кандидатов на эти должности расширился.
Михаил Лаврухин, начальник Управления социальной политики компании «ЛУКОЙЛ», и Елена Ковешникова, руководитель Центра оценки квалификаций «ЛУКОЙЛ-технологии», рассказали об опыте независимой оценки квалификаций в нефтегазовом комплексе. Целью такой оценки являются рост безопасности труда (минимизация рисков), рост качества труда и рост производительности труда за счет повышения квалификации персонала. Сначала Центр оценивал квалификацию рабочих, а теперь приступил и к оценке специалистов.
Начальник Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Сергей Саратов рассказал, что железнодорожники внедряют систему профессиональных квалификаций с 2012 года, и 75% сотрудников холдинга уже работают в соответствии с профессиональными стандартами. При этом стандарты встроены в единую систему управления персоналом, являются основой для переработки программ обучения, оценки знаний и навыков. Сергей Саратов поблагодарил коллег из Минтруда России, РСПП и АНО НАРК за слаженную работу по развитию Национальной системы квалификаций.
В завершение пленарного заседания мастер-класс на тему «Как добиться успеха в профессиональной деятельности?» провел Александр Цыпкин – популярный писатель, председатель Комитета по внутрикорпоративным коммуникациям Ассоциации менеджеров.
Специалисты по управлению персоналом обсудили перспективы развития Национальной системы квалификаций
19 сентября 2019
Комментарии (0)