Промышленность и крупный бизнес получили шанс избежать повышения тарифов на передачу электроэнергии. К спорам вокруг тарифной реформы, которая грозит промышленности дополнительными расходами, оцениваемыми в 369 млрд руб., подключился первый вице-премьер Антон Силуанов. Как следует из разработанной по его поручению оценки Минэкономики, дифференциация тарифа Федеральной сетевой компании (ФСК) и оплата резерва мощности, на которых настаивают Минэнерго и «Россети», негативно скажутся на экономике страны — при самом пессимистичном сценарии совокупные потери могут достичь 686 млрд руб.
Минэкономики отправило в правительство негативную оценку социально-экономических последствий от введения дифференциации единого тарифа Федеральной сетевой компании (подконтрольна «Россетям», управляет магистральными электросетями) и оплаты резерва электросетевой мощности. Эти меры являются частью реформы электросетевых тарифов, которую поддерживают Минэнерго, «Россети» и профильный вице-премьер Дмитрий Козак, но критикуют другие регуляторы и участники рынка. Они пожаловались первому вице-премьеру Антону Силуанову, который и поручил Минэкономики провести оценку. Министерство заключило, что введение платы за резерв мощности приведет к замедлению экономики и многомиллиардным потерям потребителей.
Суть спорной повестки — к 2024 году потребители должны перейти на полную оплату зарезервированной за ними, но простаивающей трансформаторной мощности либо отказаться от нее. Также «Россети» хотят повысить тариф для крупной промышленности, напрямую подключенной к магистральным сетям,— в два раза за семь лет. Письма Дмитрию Медведеву с просьбой отказаться от этих идей писали металлурги и нефтяники, но премьер на встрече с главой «Россетей» Павлом Ливинским 28 июня согласился ускорить принятие изменений.
Объем простаивающих сетевых мощностей в 2019 году Минэнерго оценивает в 101 ГВт (65%).
Если же переход будет медленнее (год для 80% потребителей и два года — для остальных), плата увеличится на 394 млрд руб. Для описания эффекта от дифференциации единого тарифа ФСК Минэкономики пользуется оценкой Минэнерго — совокупная нагрузка на бизнес вырастет на 45 млрд руб. за 2020–2024 годы. В целом обе меры, по оценке Минэкономики, увеличат тарифную нагрузку на бизнес в базовом сценарии на 369 млрд руб., или 79 млрд руб. в год. Совокупный объем платежей энергорынка в 2019 году достигает 2,59 трлн руб.
В базовом прогнозе эти меры замедлят рост ВВП на 0,083% к 2024 году, в наихудшем — на 0,095%. Объем производства в энергоемких отраслях снизится на 0,137–0,145% (в негативном сценарии — на 0,157–0,166%). Совокупные потери экономики в 2020–2024 годах составят 577 млрд руб. (в ценах 2019 года) в базовом и 686 млрд руб. в негативном варианте. Инвестиции промышленности могут сократиться на 0,16% и 0,18% соответственно к 2024 году.
По оценке Минпромторга, чью позицию в своем письме приводит Минэкономики, если инициативы «Россетей» и Минэнерго будут приняты, прирост платежей потребителей составит не менее 138 млрд руб., что снизит физический объем промпроизводства на 0,5 процентного пункта, стоимость продукции вырастет на 5–9%. Минстрой считает, что реформа электросетей поднимет стоимость электроэнергии для коммунальных предприятий в два с половиной раза до 2025 года. Это может потребовать компенсации из бюджета, а также снизит инвестиции коммунальщиков на 40%. ФАС полагает, что дифференциация тарифа ФСК спровоцирует промышленность уходить из единой сети, это снизит потребление, нарастит перекрестное субсидирование и повысит тарифы. Служба предлагает вводить оплату резерва мощности поэтапно и только в местах, где существует дефицит сетевой мощности, но есть спрос на нее. В ФАС “Ъ” подтвердили свою позицию.
Гендиректор «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселев отмечает, что отказ от сетевых инициатив защитит промышленность, коммуналку и бюджетников, поможет достижению национальных целей и «принудит сетевую монополию наконец заниматься собственной эффективностью, а не отъемом ресурсов у других секторов».
В Минэкономики, Минэнерго, Минстрое, «Россетях», ФСК и аппарате первого вице-премьера “Ъ” не ответили. В Минпромторге запрос переадресовали в Минэнерго. По оценке ассоциации «Русская сталь», дифференциация тарифа ФСК повысит платежи черной металлургии на 10 млрд руб. в год и сделает нерентабельным производство, например, сортового проката. Резерв мощности повысит стоимость услуг по передаче электроэнергии на 80–200%. В РСПП считают, что услуги по передаче могут подорожать еще сильнее — на 400%, допнагрузку там оценивают в 140 млрд руб.
Владимир Скляр из «ВТБ Капитала» подчеркивает, что введение платы за резерв логично с точки зрения экономически обоснованного отражения затрат на энергоснабжение потребителя, но, по сути, промышленности предлагают одновременно платить полную стоимость содержания сетей и параллельно продолжать субсидировать тарифы для населения. «Вместе с растущим бременем от программ поддержки ВИЭ, модернизации старых ТЭС и т. д. единая энергосистема из источника бесперебойной поставки электроэнергии превращается в источник бесперебойного роста тарифной нагрузки на промышленность и стимулирует болезненный, но очевидный уход на собственную генерацию»,— говорит аналитик.
Комментарии (0)