5 августа 2019

Неплатежи со стороны контрагентов ограничивают деятельность 38,8% компаний. Этот вариант сохраняет лидерскую позицию на протяжении всех раундов опроса, прошедших в 2019 году. В апреле он составлял долю 46,1%.

Снижение спроса на продукцию или услуги ощутили на себе 26,9% организаций (-4,5% от апрельского значения). Примерно такую же долю – 26,3% – набрал ответ «на деятельность компаний негативное влияние оказывает рост фискальной нагрузки». Разрыв 0,6% между вторым и третьим местом в списке негативных факторов статистически незначим. И снижение спроса, и рост фискальной нагрузки в одинаковой степени мешают российскому бизнесу.

Четверть опрошенных компаний назвала в качестве основного ограничения дефицит оборотных средств. В апреле доля этого варианта достигала 42,2%. По всей видимости, острота проблемы снизилась.

Трудности с получением заёмных финансовых средств испытали на себе 18,9% участников опроса (+3,7%). Ухудшение условий поставки сырья и комплектующих оказало негативное влияние на 17,7% компаний, здесь доля выросла на 5%.

Валютная нестабильность ограничивала деятельность компаний примерно одинаковому числу компаний как в июле, так и в апреле 2019 года. Доля этого варианта составила 12,3%.

Сократить инвестиционные программы компаний или перенести их на более поздний срок пришлось 12% организаций, в апреле доля была 10,8%.

По мнению чуть более десятой части респондентов, в июле продолжился рост административной нагрузки при сборах фискальных платежей. Здесь оценки почти не изменились.

С невозможностью оснастить организацию новым оборудованием, технология из-за ограничения импорта товаров, работ или услуг столкнулись 7,8% организаций. Столько же указали ответ «сокращение объёмов производства» (-5,1% от апрельского значения).

Не смогли освоить новые рынки 5,3% компаний. О падении капитализации компании заявили 3,6% опрошенных. В прошлый отчётный период доли этих ответов не превышали 3%.

Вариант «негативное влияние санкций со стороны западных стран набрал долю 2,5%. В прошлом квартале она была в два раза выше.

Несколько участников опроса ответили, что негативное воздействие на их компании оказывали задержки платежей в банках.

Доля компаний, которые не сталкивались за прошедший период с проблемами, связанными с экономическим кризисом, немного выросла – если в апреле она составляла около 6%, то в июле её значение – 9%.

*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%

В июле тройка лидеров-ответов на вопрос, какие меры по повышению эффективности деятельности собираются применять компании, сохранилась без изменений. Главной мерой по-прежнему остаётся сокращение расходов – оно запланировано в 79,2% опрошенных организаций (-3,6%). Более половины всех компаний – 51,3% – готовы реализовать программы по внедрению энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий, доля этого варианта выросла на 4,8%. На третьем месте по популярности ответ «компания намерена интенсифицировать производство», набравший в июле долю 30,2%.

О сохранении или увеличении объёмов инвестпрограмм заявили 23,7% организаций. Доля почти не изменилась – в апреле она была 21,2%.

Продажа непрофильных активов в планах 21,3% представителей бизнеса. Этот ответ компании стали выбирать чаще – в прошлом квартале его доля составляла 14,1%.

Повысить цены собираются 17,2% компаний (-3%). Чуть менее десятой части опрошенных заявили, что будут снижать цены, доля выросла на 3%.

Переориентировать предприятие на выпуск иной продукции готовы 12% организаций, в апреле так отвечали 9,1% респондентов. Оптимизация затрат предприятия без снижения выпуска продукции и без сокращения объёмов затрат запланирована также в 9% компаний. В прошлом квартале этот вариант выбрали 7,2% участников опроса.

Два ответа, связанных с авансовой системой оплаты, потеряли в июле свою значимость – если во втором квартале 2019 года пятая часть компаний собиралась начать требовать аванс, то через три месяца их доля сократилась сразу до 7,6%. Отказаться от авансирования поставщиков в прошлый отчётный период были готовы 17,2% компаний, теперь же их доля составляет только 5,9%. Разрыв между этими вариантами также стал меньше – 1,7% (в апреле он был равен 3%).

5,8% организаций хотят в будущем приобрести конкурирующие компании или их активы. Сократить номенклатуру производимой продукции намерены 4,9% компаний. Процедура банкротства запланирована как возможный ответ на текущие вызовы в 4,8% организаций. На то, чтобы сократить объёмы инвестиционных программ, согласны только 3,2% опрошенных представителей бизнеса.

Также несколько участников опроса ответили, что намерены продать компанию, сократить объёмы производства, временно остановить деятельность предприятий, продать часть профильных активов. Доля этих вариантов не превышает 3%.

*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%;

Расходы на потребляемые услуги будут снижать 57,9% компаний, планирующих в целом сокращение своих затрат. На 10% ниже доля организаций, в которых снижение расходов будет происходить через экономию на сырье и комплектующих. 42,2% компаний собираются сократить расходы на персонал. Доля тех, кто намерен снижать расходы на благотворительные социальные программы, составила в июле 23,3%.

За прошедшие три месяца распределение данных почти не изменилось.

*За 100% принято множество тех компаний, которые планируют сократить свои расходы. Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%

Половина компаний, планирующая снизить свои расходы на персонал, начнёт с сокращения найма персонала. В апреле доля этого варианта была выше – 57,7%, а в январе она и вовсе достигала 82,8%.

Уволить сотрудников планируют 41,5% организаций. О возможном сокращении заработной платы заявили 28,1% респондентов. Перевести сотрудников на работу на условиях неполного рабочего времени или отправлять их в отпуска без сохранения заработной платы хотят в 23,3% компаний. Сократить «размер» социального пакета готовы 14,4% организаций.

*За 100% принято множество тех компаний, которые планируют сократить свои расходы на персонал. Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%

60,2% участников опроса ответили, что участвуют в реализации дополнительных мер по снижению напряжённости на рынке труда региона.

Опережающее обучение сотрудников вели в июле 38,6% компаний, доля прибавила за квартал 4,3%. Стажировки сотрудников проводились в 31,3% компаний (в апреле доля варианта была выше – 38,3%). Временную занятость организовывали также 31,3% компаний (+6,8% к апрельскому значению). Десятая часть опрошенных отметила все возможные варианты ответа.

Доля компаний, в которых приняты и действуют социальные программы для сотрудников, составила в июле 77,1%. В прошлом квартале она была равна 73,5%. Респонденты, представляющие эти организации, уточнили в ходе опроса, что именно входит в социальные программы.

79,9% организаций направляют средства на оплату путёвок (санаторно-курортное лечение, детский отдых). Доля прибавила за три месяца 15,9%, что, возможно, связано с сезонным фактором.

Дополнительные социальные выплаты, не предусмотренные законодательством, осуществляют 72,6% компаний (+8,6% к апрельскому значению). Программы добровольного медицинского страхования действуют в 60,3% организаций. Жилищные программы реализуют 31,8% компаний. В обоих случаях доля не изменилась.

Наименее популярно, как и в апреле, оказалось предоставление сотрудникам услуг дополнительного пенсионного страхования – оно встречается в 23% организаций. Доля вернулась к значению, полученному в январе 2019 года.

14% респондентов указали сразу все возможные варианты – в этих компаниях распространены и программы ДМС, и жилищные программы, и социальные выплаты, и оплата путёвок, и дополнительное пенсионное страхование.

*За 100% принято множество тех компаний, в которых действуют социальные программы для сотрудников. Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%


В мониторинге респонденты оценивают ситуацию за последний квартал. При этом сравниваются доли, полученные в конкретные месяцы.

Выборка взвешена по региональному распределению. Данные по ЮФО и СФО не репрезентативны.

РСПП

Комментарии (0)

Добавить комментарий