Чиновники не первый год ищут способ увеличить отдачу от системы «Платон», собирающей плату за проезд грузовиков по федеральным трассам. Сейчас обсуждается ее использование для наблюдения за мусоровозами, рассказал «Ведомостям» сотрудник аппарата правительства. Эксперимент в Московской области доказал целесообразность использования «Платона» для мониторинга маршрутов перевозчиков твердых коммунальных отходов (ТКО), подтвердил представитель Минтранса, теперь правительство рассматривает «возможность масштабирования на всю Россию». Юридические и финансовые параметры проекта, по его словам, пока прорабатываются. Они будут обсуждаться на совещании в правительстве в мае, знает чиновник аппарата правительства.
Об обязательном применении системы речи не идет, подчеркивает представитель Минтранса. Министерство может только предлагать правительству обязать мусоровозы использовать «Платон», отмечает бывший чиновник, занимавшийся транспортом: Минтранс хочет максимально активно использовать систему, изначально ожидалось, что она позволит решать много задач. Концессия на «Платон» предполагает, что ее оператор — компания РТИТС будет платить государству с доходов, которые получает, используя госимущество, объяснил он. Оснащение транспортных средств системами спутниковой навигации обсуждалось на правительственной комиссии по вопросам обращения с отходами, соответствующие поручения даны Минприроды и Минтрансу, сообщил представитель вице-премьера Алексея Гордеева.
Концессия на «Платон» досталась РТИТС без конкурса. 23,5% компании принадлежит Игорю Ротенбергу, сыну друга президента Владимира Путина Аркадия Ротенберга. Половиной компании владеет «РТ-инвест» (на 25,01% принадлежит «Ростеху»), который стал крупнейшим оператором по вывозу мусора в Московской области — в Рузской, Каширской и Сергиево-Посадской зонах. Там компания продолжила пилотный проект, начатый в 2016 году в Казани на собственном коммунальном предприятии. Система с рабочим названием «ТКО-информ» собирает, передает и обрабатывает геоданные с датчиков «Платона», информацию о соблюдении маршрутов и выгрузке отходов. Ни один килограмм мусора не может заехать на полигон в Московской области без контроля — шлагбаум не откроется, пока не будет понятно, откуда приехал мусор, утверждает совладелец РТИТС (доля — 19%), а также совладелец и гендиректор «РТ-инвеста» Андрей Шипелов (35% через «Царицын капитал»). На мусоровозах установлена система видеофиксации, на полигонах — весы, а на въезде система управляет шлагбаумом, считывает данные и передает их в министерство ЖКХ Московской области и ситуационный центр.
В России образуется около 70 млн тонн бытового мусора в год, по данным Минприроды, а перерабатывается только 5 млн тонн, остальное отправляется на полигоны, часто незаконные. Изменить ситуацию должна реформа, возложившая ответственность за отходы на региональных операторов, а на федеральном уровне — на созданную в 2019 году ППК «Российский экологический оператор».
Технологию, по словам Шипелова, легко использовать по всей стране: «Мы предлагаем, показываем, участвуем в экспертных группах, общаемся с министерствами, ведомствами, регионами и показываем свой положительный опыт». Затраты на систему, действующую в зонах под управлением «РТ-инвеста», составили 800 млн руб., использование системы по всей России обойдется примерно в 4 млрд руб., оценивает Шипелов.
80% мусоровозов тяжелее 12 тонн и уже оборудованы устройством «Платона». Но «Платон» фиксирует информацию на федеральных трассах, у Минприроды нет данных, можно ли распространить систему на региональные и муниципальные дороги, по которым в основном передвигаются мусоровозы, говорит представитель министерства, ранее речь шла только об оснащении мусоровозов системой «Глонасс». Технически доработать систему несложно, нужна минимальная донастройка, с помощью бортовых устройств фиксируются геоданные на основе спутниковой навигации с любой дороги, отвечает представитель РТИТС.
Правительство давно обсуждает использование «Платона» для контроля за мусоровозами. Два года назад работавший тогда вице-премьером Александр Хлопонин поручал Минприроды и Минтрансу проработать вопрос о применении системы для отслеживания отходов I–IV классов опасности и ее обязательной установке на мусоровозах легче 12 тонн. Создание системы с нуля потребует более 6 млрд руб. государственных вложений, комментировал тогда представитель «РТ-инвеста», а если делать ее на основе «Платона» и «Глонасса», то всего 200 млн — их вложит сама РТИТС. Но решение так и не было принято. Все мусоровозы оборудовали аппаратурой «Глонасс».
Регулирование на федеральном уровне может и не потребоваться, считает Шипелов, операторы готовы самостоятельно покупать систему — два оператора из Подмосковья уже установили ее. Назвать их, а также цену он отказался — она зависит от размеров региона. Затраты, по его словам, окупаются за семь лет. С 2018 года «РТ-инвест» реализует аналогичный проект в Астане (ныне Нур-Султан).
Пока операторы пользуются разными системами. Компаний, которые обрабатывают данные «Глонасса» и предоставляют информацию о маршруте мусоровоза, много, рассказывает президент «Управления отходами» Павел Бесшапов (оператор в Мурманской, Саратовской, Нижегородской и Волгоградской областях). «Мы пользуемся услугами разных компаний и довольны функционалом», — говорит он. Пока не было продукта, который бы устраивал по функционалу, приходится дорабатывать и совершенствовать самим, замечает председатель совета директоров ГК «Чистый город» (оператор в Астраханской, Ростовской областях, Калмыкии, Адыгее) Полина Вергун. «Российскому экологическому оператору» нужна информационная система обращения с отходами, заявил «Ведомостям» его гендиректор Денис Буцаев: «При ее разработке мы будем рассматривать существующие технологические решения, но планов брать конкретную существующую систему и масштабировать на все регионы нет».
Это не первая попытка увеличить доходы от «Платона». На основании «Платона» «РТ-инвест» предлагал модернизировать систему весогабаритного контроля. А ранее РТИТС говорила о возможной продаже данных страховым компаниям. «Платон» собрал 68,5 млрд руб. за все время работы (данные РТИТС на 15 марта). Пока сборы почти на 20 млрд руб. меньше затрат на содержание системы, компенсации регионам и расходов на экстренный ремонт дорог и мостов (84,2 млрд руб.), говорится в обзоре InfraOne.
Использование «Платона» позволит государству эффективнее контролировать отходы, считает и.о. заведующего кафедрой экологического надзора РГУ нефти и газа им. Губкина Наталья Соколова, бывший начальник управления Росприроднадзора. С одной стороны, данных о ТКО очень мало, но с другой — разнообразие частных инициатив всегда лучше централизации, говорит руководитель группы автомобильного сектора Deloitte Татьяна Кофанова. Государство заключило соглашение на «Платон» без конкурса, хотя на это не было никаких оснований, и теперь пытается тиражировать систему — вероятно, полезную, но в ущерб конкуренции, замечает профессор Высшей школы экономики Светлана Авдашева.
Комментарии (0)