РСПП провёл очередной раунд опроса представителей бизнеса.
Сводный Индекс за месяц прибавил 3,3 пункта до значения 46,6 пункта.
Индекс рынка производимой продукции составил в феврале 45,2 пункта (+0,3 пункта к значению января). Показатель «цены закупки» после падения на 8,3 пункта в прошлом месяце потерял ещё 2,2 пункта. Его значение – 15,7 пункта – минимально с февраля 2016 года. Вероятнее всего, продолжает действовать фактор повышения НДС до 20% и связанное с этим повышение тарифов на услуги ЖКХ и электроэнергию. Согласно данным Минэкономразвития РФ, инфляция в январе ускорилась до 1% месяц/к месяцу и 5% год/к году. В текущих условиях компании вынуждены повышать цены, из-за чего произошло изменение значения индикатора «цены продаж» – оно выросло сразу на 7,1 пункта до 64 пунктов.
Спрос в отрасли продолжает снижаться: если в январе значение показателя упало на 9,4 пункта, то в феврале оно стало меньше ещё на 3,7 пункта, составив тем самым 40,4 пункта. Оценки спроса на продукцию / услуги самих компаний несколько улучшились – значение данного компонента прибавило 0,8 пункта до 44,2 пункта. Показатель «уровень конкуренции» потерял 0,5 пункта, его значение равно в феврале 61,7 пункта.
Индекс B2B смог вернуться к ноябрьскому значению, его значение выросло на 2,5 пункта до 49,2 пункта. Пятая часть компаний отметила, что в феврале стало больше новых заказов, благодаря этому значение индикатора поднялось до 49,1 пункта (в первом месяце 2019 года оно было 46,7 пункта). Значение показателя «сроки выполнения существующих заказов» не удержалось на пограничной отметке – 50 пунктов, оно потеряло за месяц 1,4 пункта.
Положительную динамику демонстрирует компонент Индекса «обязательства компаний перед контрагентами»: его значение прибавило 6,9 пункта, достигнув максимума с мая 2017 года – 52,6 пункта. Также в феврале улучшилась ситуация с обязательствами контрагентов перед компаниями – значение индикатора выросло на 2,3 пункта до 46,7 пункта.
Индекс логистики впервые с июля 2018 года перешёл в положительную зону оценки со значением 50,9 пункта, прибавив за месяц 7,1 пункта. Основной вклад в изменение значения Индекса внёс показатель «уровень складских запасов», его значение выросло в феврале сразу на 11,1 пункта и составило тем самым 54,7 пункта. Значение индикатора «среднее время доставки» стало выше на 3,7 пункта, оно равно 48,1 пункта. Компонент Индекса «логистика в целом» остановился на пограничной отметке – 50 пунктов (+6,6 пункта к значению января).
Значение Индекса B2G выросло на 1,5 пункта до значения 48,4 пункта. Индикатор «взаимоотношения с банками и финансовыми институтами» потерял 1,1 пункта, его значение в феврале – 45,8 пункта. Показатель «взаимоотношения с органами государственной власти» вырос на 3,2 пункта, достигнув 48,6 пункта. Только компонент Индекса «взаимоотношения с иностранными партнёрами» смог перейти в положительную зону оценки со значением 50,7 пункта, месяц назад оно был ниже – 48,5 пункта.
Значение Индекса финансовых рынков сохраняет стабильность – в январе оно было равно 43,3 пункта, в феврале оно незначительно выросло – до 43,7 пункта. Оценки финансового положения компаний стали немного хуже, значение индикатора сократилось до 42,3 пункта (-0,3 пункта). Показатель «состояние фондового рынка» стал выше на 0,7 пункта, его значение в феврале – 45,1 пункта. Также выросло значение компонента Индекса «состояние валютного рынка» – с январского 42,9 пункта до февральского 43,7 пункта.
Индекс личных оценок делового климата на протяжении последних трёх месяцев теряет свои позиции – если в ноябре 2018 года его значение было 44,9 пункта, то к февралю оно упало суммарно на 10,1 пункта до 34,8 пункта. Более трети опрошенных компаний (34,3%) ответили, что состояние делового климата за последний месяц ухудшилось. В январе доля этого варианта была 27,9%.
Индекс социальной и инвестиционной активности смог вернуться к декабрьскому значению. Он составил в феврале 53,6 пункта.
Согласно полученным результатам,
-
43% опрошенных компаний вели в феврале инвестиционные проекты, в январе их доля была значительно ниже – 35,7%;
-
две трети организаций нанимали новых сотрудников в феврале. Доля прибавила 12,3%;
-
в 8,4% организаций происходило увольнение персонала, доля стала ниже на 8,9%;
-
меры по сокращению рабочего времени для оптимизации издержек применяли 13,1% компаний. За месяц доля сократилась на 7,3%;
-
в 56,1% опрошенных организаций действуют социальные программы для сотрудников (-10,2% от январского значения);
-
доля компаний, которые вели иные социальные программы, осталась примерно такой же – 42,1%.
См.также: Индекс деловой среды в январе 2019 года
Комментарии (0)