9 ноября 2015

Компаниям придется раскрывать информацию о сумме уплаченных налогов, средней численности сотрудников и их зарплате, о доходах и расходах по данным ее бухгалтерской отчетности. Такие поправки в Налоговый кодекс в четверг одобрил комитет Госдумы по бюджету и налогам. Сейчас и показатели налоговой отчетности, и сумма уплаченных налогов относятся к налоговой тайне. Законопроект, подготовленный председателем комитета единороссом Андреем Макаровым, обязывает юридические лица раскрывать такую информацию раз в год, после чего она будет опубликована на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС).

Это давняя идея ФНС – снять режим тайны с налоговой отчетности, чтобы эти сведения помогали налогоплательщикам проверять контрагентов, объясняет причину появления поправок сотрудник ФНС. Обязанность компаний проявлять должную осмотрительность и проверять добросовестность контрагентов закреплена в решении Высшего арбитражного суда (ныне объединенного с Верховным судом) – иначе им могут грозить претензии: например, по контракту с однодневной фирмой может быть отказано в возмещении НДС.

Законопроект, закрепляющий в Налоговом кодексе доктрины Высшего арбитражного суда, в том числе о должной осмотрительности, был внесен в Госдуму еще в 2014 г., но пока принят только в первом чтении.

Сейчас с помощью сервиса на сайте ФНС компании могут получить только некоторые данные о контрагентах: юридический адрес, сведения о регистрации, о постановке на учет в налоговом органе, об уставном капитале и о составе учредителей.

Всего этого явно недостаточно для проверки добросовестности, считает сотрудник ФНС: бухгалтерская отчетность уже не считается коммерческой тайной, а потому и перечисленные в законопроекте налоговые данные тоже должны сделаться публичными.

Оценивать репутацию контрагента и использовать базы данных ФНС – уже норма в деловом обороте, так что, если компания этого не делает, ее действия можно рассматривать как косвенный умысел, предупреждает он, теперь источников подобной информации станет больше.

Раскрытие такой информации действительно может помочь компаниям, считает партнер KPMG Анна Воронкова, но выявить получится только совсем очевидные случаи – пустые фирмы-однодневки. Количество сотрудников, доходы, расходы и другие финансовые показатели можно искусственно отразить в отчетности, не осуществляя реальной деятельности, объясняет она, а вот уплаченные налоги позволят оценить, реально ли компания работает.

Фальсифицировать налоговую отчетность тяжелее, согласен сотрудник ФНС: риски при обмане налоговой несопоставимы с рисками при обмане контрагентов.

Пока нет четких критериев неосмотрительности, обвинять компании в выборе недобросовестных контрагентов неправильно, считает партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин. Есть практика, когда суды поддерживают налоговиков, говорит он: даже если фирмой-однодневкой оказался контрагент 2–6-го звена. Но раскрытие дополнительной информации не решит проблему недобросовестных контрагентов, полагает Костальгин: даже если компания работает 10 лет, за год она может легко стать сомнительным контрагентом. Сейчас налоговые органы и суды требуют, чтобы компании при проверке контрагентов не ограничивались соблюдением формальных критериев, а проверяли их деловую репутацию на рынке, рассказывает Воронкова.

Раскрытие информации о доходах, расходах и уплаченных налогах может быть некомфортным для компаний, опасается старший юрист Herbert Smith Freehills Сергей Еремин: при учреждении они совершенно на это не рассчитывали. Такое детальное раскрытие финансовых показателей может помочь недобросовестным участникам рынка слияний и поглощений захватывать компании, предполагает он. Кроме того, сведениями могут воспользоваться конкуренты и рейдеры, согласен управляющий партнер юридической компании «Щекин и партнеры» Денис Щекин.

Перечень сведений слишком велик, говорит член Российского союза промышленников и предпринимателей: данные об уплаченных налогах и средней зарплате относятся к чувствительной коммерческой информации.

Закон не создаст существенных рисков активным компаниям реального бизнеса, возражает партнер Deloitte Геннадий Камышников, зато серьезно ограничит вероятность многолетнего существования пустышек. Клиентов не сильно озадачивает необходимость раскрывать такую информацию, уверен налоговый консультант крупной аудиторской компании. Живым компаниям бояться нечего, успокаивает и сотрудник ФНС: это создание репутационной стоимости, чего пока в стране нет.

Ведомости

Читайте также:

Предприниматели получат больше информации о проверках, но постфактум

© Пресс-служба РСПП

Комментарии (0)

Добавить комментарий