26 сентября в Государственном Совете РК состоялся круглый стол на тему: "Арендные отношения в сфере заготовки древесины в Республике Коми: состояние и проблемы".
В мероприятии принял участие Вице-президент - исполнительный директор Регионального объединения работодателей Союз промышленников и предпринимателей Республики Коми Рудой Владислав Петрович.
На круглом столе обсудили арендные отношения в сфере заготовки древесины в Коми.Модератором встречи выступил председатель комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Василий Смалий.
Открывая встречу, он отметил, что арендные взаимоотношения носят непростой характер. Действующие сейчас механизмы заключения договоров лесных участков не позволяют малым и средним предприятия конкурировать с крупными организациями и перекупщиками.
"С одной стороны государство ставит в приоритет развитие глубокой переработки древесины, и крупные арендаторы получают большие площади на развитие своих проектов. С другой стороны необходимо поддержать малый и средний бизнес в сельской местности, где для жителей удаленных поселков заготовка древесины остается основным заработком. В Коми бывают ситуации, когда экономически доступные лесные участки передаются в пользование перекупщикам, которые занимаются перепродажей леса на корню. Сейчас на уровне федерации рассматривается вопрос об отмене субаренды лесных участков. Это сделает прозрачной работу лесного комплекса страны и приведет к сокращению недобросовестных арендаторов", - пояснил он.
С докладом о текущей ситуации и основных проблемах выступил министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Коми Роман Полшведкин. По его словам, общая площадь земель лесного фонда составляет 36,2 млн. га, переданная в аренду – 10 187,6 тыс. га или 28,1%. В 2017 году на территории региона действовало 2 762 договоров, из них 157 договоров аренды с видом пользования – заготовка древесины. В среднем за последние три года динамика освоения расчетной лесосеки в Коми составляет 25%.
"На сегодня доступная расчетная лесосека в Коми составляет 13 млн. кбм., из них мы осваиваем 8,3 млн. кбм, передано в аренду 11,1 млн.кбм. По договорам аренды в 2017 году было заготовлено 6,6 млн. кбм. Древесины. Таким образом, потенциал для дополнительного предоставления лесных участков в аренду составляет 1-1,5 млн. кбм.", - отметил министр.
В Коми в минувшем году действовать семь приоритетных инвестиционных проектов, еще семь находятся в стадии разработки.
Р.Полшведкин указал, что за последние три года количество аукционов по продаже права на заключение договоров аренды снизилось. Это связано с изменениями в Лесной Кодекс РФ, а также отсутствием новых, экономически привлекательных лесных участков, так как 90% участков уже находятся в аренде.
Тему нехватки леса продолжил индивидуальный предприниматель-лесозаготовитель Павел Костромин.
По его словам, представители малого бизнеса могут приобрести лес только на аукционах, однако это не является решением проблемы.
"Аукционы проводятся раз в год, этого недостаточно, - заявил он. – Мы не можем полноценно инвестировать в производство и развиваться, так как живем от аукциона к аукциону, либо выкупаем участки у перекупщиков. Работаем, все время опасаясь, что не сможем выполнить обязательства по договорам. В год мы перерабатываем 15 тысяч кубометров древесины, а заявленная мощность составляет 20-25 тысяч. Об инвестировании и речи быть не может. Живем в тайге, а лесом пользоваться не можем, этот нонсенс!".
Лесники также пожаловались на перекупщиков из "неких диаспор", которые приезжают в Коми с чемоданом денег и выкупают леса.
Гендиректор Союза лесопромышленников Коми Анатолий Байбородов попытался ответить на вопрос, где взять лес. По его словам, 41% лесных участков, находящихся в аренде, не запущены в хозяйственный оборот и остаются неосвоенными. Крупных лесопользователей-арендаторов необходимо обязать использовать их на 100%.
Представитель малого бизнеса Виктор Мазуров отметил, что необходимо разработать и принять на федеральном уровне механизм изъятия лесов у недобросовестных арендаторов.
"Малый бизнес – сидит без работы. У тех, кто арендовал участки и не ведет хозяйственную деятельность, необходимо его изымать и передавать тем, что сидит без дела. А без дела у нас сидит половина пилорам, так как нет пиловочника. Бизнесом люди занимаются на свой страх и риск. Отсюда черный нал и серые зарплаты", - добавил он.
Поддержал его исполнительный директор регионального объединения работодателей Союза промышленников и предпринимателей Владислав Рудой.
"Малый и средний бизнес в отрасли на 100% "поражен" серой зарплатой. Если мы хотим решать социальные проблемы в обществе, мы должны выводить отрасль из серой зоны", - высказался он.
Р.Полшведкин заявил, что ситуация в отрасли изменится, когда предприниматели перестанут рассуждать по принципу "дайте мне леса столько, сколько я хочу", а начнут исходить из реальных потребностей.
"Что касается перекупщиков, которые якобы приезжают в Коми с чемоданом денег и покупают лес, это действительно большая проблема. Это и Киров, и Москва. Так вот, в прошлом году вместе с Управлением ФСБ по Коми такие товарищи были задержаны, возбуждено уголовное дело. От активной позиции предпринимателей тоже многое зависит", - заметил он.
По ситуации высказался и директор по лесообеспечению АО "Монди СЛПК" Аксель Бендер. По его словам, предприятие, являясь крупным арендатором лесного фонда, согласно законодательству не может использовать имеющуюся лесосеку в полном объеме. Дело в том, что в лесах всех групп, кроме категорий защитности лесов первой группы, в которых рубки главного пользования не допускаются, выделяются особо защитные участки, на которых могут быть полностью или частично запрещены сплошные рубки, а в необходимых случаях также другие виды рубок главного пользования.
"В процессе заготовки древесины мы работаем с соблюдением требований законодательства и добровольно берем на себя обязательства по соблюдению требований лесной сертификации, - пояснил он. – В этой связи не используется около 26-28% лесных участков, находящихся в аренде. Для всей территории аренды нами создана сеть охраняемых участков различного уровня. Самые крупные, на уровне ландшафтов – это так называемые малонарушенные лесные территории, имеющие наибольшую экологическую ценность. На уровне конкретных лесосек это объекты, важные для сохранения биоразнообразия – ключевые биотопы, ключевые элементы древостоя".
А.Бендер также подчеркнул, что особое внимание предприятие уделяет сохранению лесов, важных для местных жителей, которые исторически занимаются сбором дикоросов – грибов и ягод. Несколько лет назад с жителями ряда районов республики была достигнута договоренность о сохранности лесов рядом с населенными пунктами.
Комментарии (0)