вице-премьер Дмитрий Козак встал на сторону Минэнерго, представившего кардинальную реформу электросетевых тарифов. Реформа призвана снизить убытки электросетей, но в ряде случаев может ударить по потребителям, особенно по крупной промышленности. С подходом Минэнерго не во всем были согласны и другие ведомства. Финальную точку в дискуссии должен был 4 сентября поставить Дмитрий Медведев, но его позиция пока не оформлена в виде официального протокола.
Несмотря на наличие разногласий в правительстве, вице-премьер Дмитрий Козак согласился с большинством предложений Минэнерго по реформе электросетевых тарифов, следует из протокола совещания у чиновника 31 августа. Напомним, тогда обсуждался драфт предложений ведомств к совещанию у премьера Дмитрия Медведева, которое прошло 4 сентября. Протокол последнего совещания, по данным “Ъ”, еще не готов; по публичным заявлениям чиновников до и после мероприятия сделать однозначный вывод о том, что именно он поддержал, традиционно не представляется возможным.
Как подробно рассказывал “Ъ” 3 сентября, на совещание у вице-премьера Минэнерго вынесло ряд предложений по реформе электросетевых тарифов. Большинство этих новаций обсуждались ведомствами и участниками рынка несколько последних лет, но без особого продвижения. На этот раз и ФАС, и Минэкономики, по данным “Ъ”, либо выступали против практически всех предлагаемых изменений, либо хотели их серьезно скорректировать.
В предложениях Минэнерго речь шла, например, об оплате резерва сетей — это закрепленные за потребителями, но практически неиспользуемые трансформаторные мощности. Электросети вынуждены оплачивать поддержание резерва, но не получают с него дохода. Кроме того, предлагалось дифференцировать тариф Федеральной сетевой компании (ФСК, входит в «Россети», управляет магистральными сетями, к которым подключена крупная промышленность). По сути эта идея возвращает «последнюю милю» — один из механизмов перекрестного финансирования, когда крупные потребители переплачивают сетям, а тарифы мелких и средних снижаются. Это повышало платежи крупных потребителей на 38,3 млрд руб. в год, средства могли быть использованы для выравнивания тарифов распредсетей. Также Минэнерго предлагало корректировать механизм льготного техприсоединения (ТП) к сетям мелких промпотребителей (до 150 кВт), чтобы снизить убытки, которые этот вид ТП приносит сетям.
При этом в начале недели позиция Дмитрия Козака в споре регуляторов понятна не была, также не было ясным, в каком виде — исходном или скорректированном — идеи Минэнерго дошли до совещания у Дмитрия Медведева.
Судя по протоколу, вице-премьер в итоге практически целиком поддержал позицию Минэнерго по реформе льготного ТП и по введению платы за резерв сетевой мощности.
Впрочем, график повышения платежей был чуть скорректирован — в протоколе предлагается оплачивать 10% резерва в 2020 году, 15% в 2021-м, 20% в 2022-м и сразу 60% — с 2023 года. Также господин Козак согласился с идеей ввести для электросетей долгосрочные — на пять-десять лет — тарифы с индексацией «инфляция минус 0,1 п. п.», но это предложение в целом не вызывало споров у регуляторов и в отрасли.
Но наиболее спорное предложение по дифференциации тарифа ФСК, которое вызывало резкое противодействие и регуляторов, и крупной промышленности, попало в протокол с формулировкой «принять к сведению», что означает необходимость дополнительного обсуждения. Этот вопрос также, по данным “Ъ”, не обсуждался и на совещании у Дмитрия Медведева.
Сильно ударить по потребителям может и плата за резерв.
По данным “Ъ”, на совещаниях приводились расчеты, согласно которым прирост сетевой мощности с 2011 по 2017 год составил более 74 МВт, тогда как в реальности потребители загружают из них лишь 7,6 МВт.
Владимир Скляр из «ВТБ Капитал» отметил, что ввод платы за резерв «повысит дисциплину потребителей при заявках на ТП, сократив излишки запрашиваемой мощности, но вряд ли приведет к росту общей платежки сетям». Он полагает, что в конце концов мощность просто более справедливо распределится между потребителями. Глава Агентства энергетического анализа Алексей Преснов считает вектор правильным, но «технология исполнения с постепенным наращиванием платежей вызывает вопросы». По его мнению, логичнее была фиксированная плата за присоединенную мощность по возрастающим ставкам, которая бы отражала расходы энергетиков на содержание сетей и могла бы учитывать рассрочку обязательств потребителей.
Директор «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселев назвал решения попыткой «с наскока перевернуть с ног на голову всю тарифную систему, переведя сетевые платежи в безусловную ренту без реальной оценки тарифных и экономических последствий». «Это смело, но недальновидно»,— полагает глава лобби крупной промышленности. Кроме того, господин Киселев отметил, что в протоколе Дмитрия Козака появились решения, которые вовсе не обсуждались на совещании,— например, включение инвестрасходов сетей в плату за ТП для всех потребителей.
В «Россетях» от комментариев отказались. В ФСК “Ъ” заявили, что «степень влияния этого решения на бизнес компании предстоит оценить после определения порядка его реализации, включая и дальнейший расчет тарифа, и перераспределение мощности, которая не может быть востребована».
Читайте также:
Комментарии (0)