Переход на онлайн-кассы в России окажется не настолько всеобщим, как планировалось при разработке проекта кассовой реформы. Пакет поправок в 54‑ФЗ, принятый 3 июля 2018 года, освобождает от обязательства использовать ККТ ряд категорий предпринимателей, занятых в 40 видах деятельности. Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов настаивает на том, что таких видов деятельности должно быть по крайней мере 170, а микробизнесу необходимо предоставить возможность пользоваться не онлайн-кассой, а мобильным кассовым приложением.
Об этой инициативе бизнес-омбудсмена и о взгляде на кассовую реформу в целом «Умной кассе» рассказал Антон Свириденко, советник Аппарата Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.
— Кого коснутся недавние поправки в 54‑ФЗ?
— Список налогоплательщиков, освобождённых от использования ККТ нового образца, расширился. В частности, кассовые аппараты можно будет не применять при торговле молоком и питьевой водой на розлив (в том числе через автоматы), а также для 40 видов услуг, оказываемых ИП на патенте. Исключается применение онлайн-касс на режимных объектах силовых ведомств, поскольку передача фискальных данных в этом случае может идти вразрез с сохранением гостайны. Не будет их и на борту воздушных судов.
Многое изменилось и в подходе к использованию касс в автоматизированной торговле. Так, владельцам вендинговых аппаратов разрешили применять ККТ без печати кассового чека, однако только с использованием технологии QR-кода и с 2019 года. Более того, им теперь будет достаточно одной онлайн-кассы, находящейся, скажем, в центре обработки данных, сразу для нескольких торговых автоматов. Правда, при соблюдении определённых условий: если в автомате, например, не продаются подакцизные или технически сложные товары, а также продукция, подлежащая обязательной маркировке. При этом предпринимателей, использующих механические вендинговые автоматы (по продаже жвачки, бахил и т. д.), от использования онлайн-касс освободили вообще.
Рынок вендинга в целом реформа затронула серьёзно. Да, сейчас найдены технические решения по интеграции ККТ в торговые автоматы, однако стоимость их весьма высока и будет забирать немалую долю дохода, да и установить их можно не во все модели: у многих автоматов банально нет места внутри корпуса для принтера. Налицо возможные проблемы этого сегмента рынка в будущем, так что мы будем продолжать диалог с Федеральной налоговой службой.
— Первый этап внедрения онлайн-касс в прошлом году прошёл довольно гладко. С нынешним — вторым, затрагивающим малый бизнес, — всё будет так же?
— Трудностей и сбоев не ожидается. Прошлый опыт (а на настоящий момент в России зарегистрировано более 1,8 млн онлайн-касс) позволил подготовиться к новому, не менее масштабному и важному этапу фискальной реформы. Ведь вся эта «кассовая революция» в целом имеет инновационное значение, поскольку позволяет получить полную информацию о том, где, сколько, за какие товары и услуги платят граждане. Это, в свою очередь, предоставляет полную информацию о том, как работает российская экономика. Что касается маленьких предприятий — им, конечно, внедрение даётся немного сложнее. Одним из самых значимых вопросов применения ККТ для них остаётся стоимость внедрения. Ведь даже установленный налоговый вычет размером в 18 тыс. рублей даётся не всем. Кроме того, его величина не может покрыть все издержки. Особенно это касается следующего года — когда новые требования должны будут распространиться на предпринимателей и компании, работающие в сфере услуг и не применявшие касс никогда.
Не стоит забывать, что, несмотря на всю сложность, процесс реформирования ККТ не лишён плюсов. Например, кассу теперь можно зарегистрировать за 15 минут в онлайн-режиме — через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС. Следовательно, предпринимателям больше не нужно посещать налоговый орган и ждать пять дней принятия решения о регистрации кассы. Новая технология также позволит добросовестным владельцам касс нового типа в режиме реального времени следить за своими оборотами, показателями — а значит, лучше контролировать свой бизнес. Бизнесмены смогут избавиться от из лишних проверок, так как оперативное получение информации о расчётах обеспечивает доверие к их деятельности. А единые требования для всех предпринимателей позволят работать в условиях честной конкуренции, то есть недобросовестные налогоплательщики не смогут минимизировать свои налоговые обязательства. К преимуществам реформы можно отнести и снижение бумажной отчётности для бизнеса.
Кстати, на базе офисов уполномоченных по защите прав предпринимателей в регионах мы с мая 2017 года создали совместные с ФНС штабы, основная задача которых — принимать и оперативно рассматривать все вопросы, возникающие у предпринимателей в связи с внедрением онлайн-касс. С их помощьюнам удалось успешно завершить первый этап перехода, снизить спекулятивные настроения на рынке (за время работы штабов значительно уменьшилась цена фискальных накопителей), предотвратить необоснованное привлечение предпринимателей к административной ответственности. Сейчас мы запустили по всем регионам опрос насчёт ожидаемых трудностей в ходе второго этапа реформы, и надо сказать, что количество обращений намного меньше, чем в прошлом году. Прежде всего это объясняется тем, что большинство существовавших в своё время технических проблем уже решено.
— Насколько это реалистично — добиться для малого бизнеса возможности использовать кассовое мобильное приложение вместо онлайн-касс?
— Накануне Дня предпринимательства, который отмечается 26 мая, Борис Титов передал Президенту РФ очередной (уже пятыйпо счёту) доклад о проблемах отечественного бизнеса. В него среди прочего включена «Книга жалоб и предложений российского бизнеса», в которой описаны 284 системные проблемы (год назад их было 269), препятствующие развитию бизнеса в стране, а также около 600 предложений по их решению. Были среди них и те, что касались онлайн-касс.
Диалог о создании для микробизнеса специального онлайн-приложения, заменяющего онлайн-кассу, или об освобождении от онлайн-ККТ большого числа видов деятельности мы ведём с прошлого года.
Дело в том, что использование стационарной ККТ затруднительно для ряда видов деятельности, особенно в сфере услуг: кассы сложны для перемещения и дороги для микро бизнеса. В этой связи целесообразно хотя бы для этой сферы разрешить использование упрощённого решения — например, онлайн-приложения с фиксированием фискальной информации.
Будем реалистами: микробизнес (и не только он) нуждается в более простых и менее затратных технологических решениях, чем онлайн-кассы.
Тем более что в деловом обиходе встречается довольно много ситуаций, когда использование онлайн-касс не представляется возможным. Прежде всего это касается предпринимателей, которые ведут бизнес на удалённых территориях или в сельской местности. К примеру, недавно в одной из деревень мы столкнулись с проблемой, которую вряд ли могла учитывать ФНС при разработке фискальной реформы. Выяснилось,что местные магазины до сих пор используют схему, когда товар отпускается в долг, а покупатель расплачивается спустя месяц — два.
Это всего одна из многих ситуаций, которые до сих пор распространены в России. Сложно себе представить, что торговые предприятия, которые вынуждены использовать подобные схемы в интересах малоимущих жителей деревень, в ближайшей перспективе смогут соблюдать большую часть поправок к 54‑ФЗ.
Есть и другие поводы для проработки нашего пакета предложений. К примеру, возможные риски приостановки работы микропредприятий в случае выхода из строя ККТ, особенно если у предпринимателя всего одна торговая точка: касса регистрируется на конкретное лицо и точку продажи, поэтому сложно представить быстрое решение этой проблемы. Техническое обслуживание или починка онлайн-касс для малого бизнеса также довольно затратны. Причём все эти проблемы для бизнеса возрастают по мере его удаления от крупных городов.
— Какие виды деятельности и категории предпринимателей, на ваш взгляд, стоит вообще освободить от использования онлайн-касс?
— Баланс интересов ещё нужно искать. С одной стороны, ФНС заинтересована в увеличении количества предприятий, подпадающих под поправки 54‑ФЗ. С другой — мы надеемся их уменьшить. Мы подготовили перечень конкретных видов деятельности из сферы услуг и предложили или освободить от онлайн-касс полностью, или разрешить упрощённое решение в виде мобильного приложения. Такое освобождение обосновано в конкретных случаях, например, технической затруднительностью выполнения требований (скажем, при предоставлении услуг на дому, на улице без привязки к стационарному или нестационарному объекту), социальнойзначимостью и низкой доходностью таких видов деятельности, незначительностью объёма операций по ним для целей ведения налогового и статистического учёта, отсутствием влияния на формирование налогооблагаемой базы, опасностью перетока действующих в данной сфере предпринимателей в сектор неформальной экономики. Мы предложили затронуть всего около 170 видов экономической деятельности (согласно классификатору ОКВЭД). Пока ФНС пошла навстречу по сорока видам и только для предпринимателей на патенте. Остальные из нашего списка могли бы использовать онлайн-приложение. По экспертным оценкам, количество предприятий, имеющих все основания использовать мобильное приложение вместо онлайн-ККТ, может составить около 750 тысяч.
Да, разработка подобного «фискального» приложения — отдельная технологическая задача, однако она вполне выполнима для игроков отечественной ИТ-индустрии. Больше скажу: такое приложение уже разрабатывается, но на первом этапе планируется распространить его только на самозанятых.
И нам это представляется серьёзным сужением категорий микробизнеса. Именно поэтому столь важно определить уже сегодня, какие именно предприятия смогут использовать упрощённый режим фискализации, и заранее освободить их от необходимости закупать онлайн-кассы.
Источник: https://zen.yandex.ru/
Читайте также:
Острые вопросы по применению онлайн-касс: новые разъяснения ФНС
Комментарии (0)