По сравнению с результатами опроса, полученными в январе 2018 г., острота ограничений, оказывавших наиболее сильное негативное влияние на деятельность компаний, снизилась. По-прежнему на первом месте находится варианта «недостаток оборотных средств», но если в январе его указали 45,2% респондентов, то в апреле их доля упала до 32,4%.
Неплатежи со стороны контрагентов ограничивали работу 28,4% организаций. В январе этот ответ отметили 35,5% участников опроса.
В начале апреля курсы доллара и евро по отношению к рублю обновили максимумы за последние два года. Обвал рубля спровоцировал более чем двукратный рост доли варианта «на работу компании негативно повлияла валютная нестабильность» – с 11,3% до 25,7%.
Инвестиционные программы были сокращены или перенесены в 18,9% компаний (+4,4% по сравнению с данными за январь).
Снижение спроса ощутили на себе 17,6% организаций. В январе ситуация со спросом была явно хуже – доля этого ответа была выше на 9,8%.
Также улучшились оценки доступности заёмных средств. О трудностях с получением заёмных средств заявили в апреле 12,2% респондентов, тогда как в начале первого квартала 2018 года их доля была 21%.
Ухудшение условий поставки сырья и комплектующих испытали на себе 12,2% компаний.
Такую же долю – 12,2% – набрал вариант «рост фискальной нагрузки: налоговых и неналоговых платежей».
Доли этих двух ответов за прошедшие три месяца почти не изменились.
Сократить объёмы производства компании пришлось десятой части опрошенных (-6,9%).
В два раза ниже доля ответа «невозможность оснастить организации новым оборудованием, технологиями из-за ограничения импорта» – 5,4%. В январе с этой проблемой столкнулись 3,2% компаний.
Санкции со стороны западных стран оказали негативное влияние на деятельность 4,1% организаций. Доля этого варианта в начале года составляла 3,2%.
Рост административной нагрузки при сборах фискальных платежей ощутили на себе в апреле 4,1% организаций. Доля варианта снизилась в два раза.
Отказ партнёров от реализации совместных проектов мешал работе 2,7% компаний (-2,1% от значения января).
Работу 1,4% компаний ограничивал в январе 2018 года отказ от выхода на новые рынки сбыта, в январе этот вариант отметили 3,2% респондентов.
Несколько компаний дали собственные варианты ответа: к примеру, крупная энергетическая организация из Приволжского ФО настаивает на том, что на её деятельность негативное влияние оказывают низкие экономически необоснованные тарифы на газ.
*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%
14,9% респондентов выбрали вариант «компания не сталкивалась в своей работе с последствиями экономического кризиса». Доля выросла по сравнению с январём на 2%.
В качестве основной меры по повышению эффективности деятельности 81,7% компаний назвали сокращение расходов. В январе доля этого варианта составляла 73,3%.
*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%;
Реализация программы по внедрению энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий запланирована в 49,3% организаций. Доля ответа по сравнению с январём 2018 годом почти не изменилась.
Увеличить выпуск продукции без расширения производства хотят 22,5% организаций (-2,5% от значения января).
Сохранить или увеличить объёмы инвестиционных программ собирается пятая часть опрошенных компаний. В январе доля варианта была выше – она достигала 33,3%.
16,9% респондентов указали вариант «продажа непрофильных активов», доля потеряла за три месяца 13,1%.
И в апреле, и в январе порядка 15% компаний готовы переориентировать предприятие на выпуск иной продукции
О возможном повышении цен заявили 14,1% компаний. Доля этого варианта снизилась на 7%. В то же время снизить цены готовы 11,3% организаций (+3%).
12,7% респондентов отметили в апреле вариант «собираемся отказаться от авансирования поставщиков», оценки в сравниваемые периоды близки. Только 8,5% организаций планируют начать требовать аванс со стороны покупателей. В январе так отвечали 18,3% участников опроса.
8,5% организаций планирует оптимизировать затраты предприятия без снижения выпуска продукции (объема деятельности/производства) и сокращения расходов, доля немного снизилась – на 1,5%.
Сокращение производства / оказания услуг произойдёт в 7% компаний. В начале года только 3,3% участников опроса отметили этот вариант.
Сокращение инвестиционных программ в планах также у 7% организаций.
61% компаний, собирающихся сокращать расходы, будут в первую очередь снижать расходы на потребляемые услуги (консалтинг и т.д.). В начале года этот вариант также находился на первом месте с долей 70,2%.
57,6% организаций ответили, что будут экономить на сырье и комплектующих. Доля выросла за три месяца на 17,2%.
Сократить расходы на персонал готовы 39% опрошенных компаний, в январе доля этого ответа была 53,2%.
23,7% компаний будут снижать расходы на благотворительные социальные программы, реализуемые на территории присутствия компании (-12,5% от значения января).
Несколько участников опроса дали собственные варианты ответа: «экономия на сырье (переход на более современные технологии»), «сокращение представительских расходов».
Этот вопрос мы задавали только респондентам, указавшим, что в их компаниях будет проведено сокращение расходов.
*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%
56,5% компаний, планирующих сокращение расходов на персонал, будут в первую очередь сокращать наём персонала. В начале года доля этого варианта составляла 64%.
Около 40% организаций и в апреле, и в январе ответили, что будут переводить сотрудников на работу на условиях неполного рабочего дня или станут направлять их в отпуска без сохранения заработной платы.
26,1% компаний собираются уволить часть работников (-1,9% от значения января).
Чуть более пятой части респондентов (21,7%) заявили о возможном сокращении заработной платы сотрудников. В январе доля была примерно такой же – 20%.
17,4% организаций планируют сократить размер социального пакета для сотрудников. По сравнению с данными за январь доля варианта немного снизилась – на 2,6%.
*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%
В 33,8% организаций проводились стажировки сотрудников. Доля варианта выросла за квартал на 2,2%.
Опережающее обучение сотрудников вели в апреле 30,7% компаний. В январе доля этого варианта была выше – 38,7%.
Временную занятость организовывали в апреле 24% компаний. Доля выросла на 4%.
50,7% участников опроса пропустили данный вопрос.
Доля компаний, в которых приняты и действуют социальные программы для сотрудников, составила в апреле 72%. Респонденты, представляющие эти организации, уточнили в ходе опроса, что именно входит в социальные программы.
85,2% компаний направляют средства на оплату путёвок (санаторно-курортное лечение, детский отдых). В январе этот вариант выбрали 67,4% респондентов.
Дополнительные социальные выплаты, не предусмотренные законодательством, осуществляют 81,5% организаций (+7,6% к январскому значению).
В 53,7% компаний действует добровольное медицинское страхование. За прошедшие три месяца доля выросла на 12,3%
Жилищные программы для работников (возможно с использованием механизмов ипотечного кредитования) действуют в 33% компаний, по сравнению с данными за январь доля снизилась на 4%.
Дополнительное пенсионное страхование распространено в 24,1% организаций. Доля за месяц изменилась незначительно – на 2%.
Также компании дали собственные ответы на заданный вопрос: дотация и оплата питания, обеспечение временного проживания при необходимости, беспроцентные займы сотрудникам, программы для детей сотрудников.
*За 100% принято множество тех компаний, в которых действуют социальные программы для сотрудников. Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%
Источник: РСПП
Комментарии (0)