26 апреля 2018

Проектный комитет программы реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД) одобрил подготовленный Минюстом проект «Стандарта качества нормативно-правового регулирования обязательных требований» — базовый документ, определяющий связь между появлением новых надзорных рисков и регуляторных актов, принимаемых для их контроля. Главная норма, задающаяся стандартом,— требование регулярного пересмотра норм регулирования, к 2019 году она должна применяться во всех ведомствах, затронутых реформой КНД.

Заседание проектного комитета реформы КНД проводил куратор реформы в Белом доме, министр по вопросам «Открытого правительства» Михаил Абызов, главным вопросом де-факто был последний документ проектного комитета реформы КНД при действующем правительстве, завершающий текущий цикл разработки общих норм регулирования,— стандарт качества обязательных требований, разрабатываемый Минюстом. Основная задача стандарта, к которому ведомства, участвующие в реформе КНД, должны привести свои внутренние правила в течение 2018 года,— установить в рамках риск-ориентированного подхода к КНД правила разработки, актуализации и пересмотра обязательных требований при надзоре и контроле.

Чего добились реформаторы надзора в 2017 году и чем собираются заниматься дальше. Читать далее→

В действовавшей до начала реформы КНД системе вопросы о том, как устанавливаются новые обязательные требования, как связаны заявленные новые риски и вводимые новые способы их контроля и ограничения, как измеряется эффективность нового вида КНД, в сущности, всегда были делом конкретного надзорного ведомства, которое в этом вопросе ограничивалось лишь своей компетенцией и волей вышестоящих структур правительства. Кроме того, никаких единых правил актуализации обязательных требований в РФ не существовало, большинство надзорных ведомств занималось пересмотром норм достаточно произвольно — в силу появления новых специалистов в нем, указаний «сверху» после какого-либо инцидента или ухудшения статистических показаний, появления новых регуляторных концепций; обязательств актуализации норм, предъявляемых и бизнесу, и госструктурам, не было. Минюст писал стандарт на базе проделанной проектным комитетом работы по «дорожным картам» оптимизации КНД: полностью эта работа не закончена, но уже сейчас очевидна возможность в стандарте зафиксировать базовые принципы и подготовки новых регуляций, и обязательного пересмотра старых — на постоянной основе. Разработка Минюста одобрена, ведомство к 1 февраля 2019 года актуализует стандарт по новым данным, впрочем, документ может быть исправлен и дополнен и в течение 2018 года, если выяснится, что его текущая версия содержит положения, затрудняющие нормотворческую работу ведомств контрольно-надзорной группы.

«Документом определяется фактическая связь между разработкой и принятием решения об установлении отдельного требования и конкретным риском причинения ущерба и вреда. Часто мы говорим, что надо принять какое-то требование. Но как оно влияет на сокращение рисков и угроз? Этот документ данную цепочку восстанавливает»,— пояснил Михаил Абызов смысл работы. Критериальный аппарат стандарта, отметим, достаточно гибок, по факту он дает возможность ведомствам адаптировать общие принципы под свои практики — однако базовые нормы, обязательная связь между новым регулированием и показателями снижения риска в «натуральных» величинах, равно как и обязательная актуализация регулирования в ведомствах, в нем сохранятся. Несмотря на внешний «технический» характер стандарта, это, видимо, первый за многие годы документ в Белом доме, позволяющий не накапливать огромные массивы устаревших и неактуальных норм, стоящих бизнесу и обществу минимум десятки миллиардов рублей в год.

«Открытые данные» ограниченного доступа. Читать далее→

Стандарт Минюста также содержит общие принципы устаревшего, избыточного и дублирующего обязательного требования. Пересмотру, согласно документу, подлежат все требования, вводившиеся до введения института оценки регулирующего воздействия, все редко применимые нормы, а также все нормы, по которым есть противоречивая судебная и административная практика. Наконец, стандартом открыт такой способ пересмотра норм, как предложения бизнеса — общего формального механизма «инициативного» пересмотра госрегулирования сейчас нет, хотя по факту этот механизм применяется весьма часто.

Коммерсантъ

Комментарии (0)

Добавить комментарий