16 апреля 2018

Одно из пленарных заседаний XIX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ было посвящено новым инструментам инвестиционной политики. Собравшиеся эксперты обсуждали, какие механизмы могут привести к активизации инвестиций в экономику России.

Открывавший заседание президент НИУ ВШЭ Александр Шохин напомнил участникам о выступлении в предыдущие дни министра экономического развития РФ. Максим Орешкин на Апрельской конференции подчеркивал, что ключевой фактор, от которого стоит ждать отдачи в плане вклада в экономический рост, — это инвестиции в основной капитал.

VSchE-plenarnoe-zasedanie(1).jpg

По мнению Александра Шохина, решить задачу увеличения доли инвестиций в основной капитал до 25% не так просто. Во-первых, более половины инвестиций приходится на собственные средства компаний, которые сейчас ограничены из-за медленного экономического роста и затрудненного доступа к заемным средствам (прежде всего зарубежным). Во-вторых, трудно рассчитывать на снижение ключевой ставки ЦБ и соответствующее изменение денежно-кредитной политики. Поэтому приходится возлагать надежды на другие инструменты и деятельность институтов развития, которых сейчас в России создано достаточно много на федеральном и региональном уровне.

О некоторых из таких инструментов рассказал заместитель министра экономического развития РФ Михаил Расстригин. Так, принципы проектного финансирования стали основой для «Фабрики проектного финансирования». Этот инструмент основан на заимствовании денежных средств под поток, который генерирует сам проект. Реализация такого рода проектов является наиболее сложным методом привлечения внешнего финансирования, потому что с ними связаны высокие риски. В то же время, как считает Михаил Расстригин, проектное финансирование является наиболее эффективным методом долгосрочного кредитования инвестиционных проектов и должно быть базовым инструментом инвестиционного развития экономики.

Целью другого инструмента — «Инфраструктурной ипотеки» — является создание условий для повышения инфраструктурной обеспеченности. Основной механизм — это переход от единовременной оплаты инфраструктуры к модели создания инфраструктурных объектов за счет заемных средств с последующим их приобретением в рассрочку. По мнению Михаила Расстригина, в отличие от обычных коммерческих проектов инфраструктурные могут серьезно влиять на экономику городов, регионов и страны в целом.

В свою очередь, заместитель министра финансов РФ Андрей Иванов считает, что прежде всего необходимо обращать внимание на инструменты институциональной настройки. Под ними имеется в виду создание таких условий ведения коммерческой деятельности, которые позволяют предпринимательскому сообществу на понятных условиях рассчитывать на получение коммерческого результата от вложенных инвестиций.

Вице-президент АО «Просвещение» Алексей Шаповалов в своем выступлении обратился к докладу «12 решений для нового образования», подготовленному НИУ ВШЭ и Центром стратегических разработок. Он предложил сфокусировать внимание на проблеме вывода образования на качественно иной уровень, привлечения инвестиций в социальную сферу и в модернизацию образовательных учреждений. Проблема с подключением к интернету, проблема второй смены, различия финансовой инфраструктуры сельских школ и городских, на его взгляд, могут быть решены в короткие сроки при условии совместных действий государства и бизнеса.

Ординарный профессор ВШЭ Николай Берзон остановился на мерах государственной поддержки развития финансовых инструментов для частного инвестора. По его мнению, одним из существенных источников финансовых ресурсов, которые могут быть использованы государством для реализации проектов, являются деньги физических лиц.

«Если посмотреть на то, сколько свободных денег есть у населения, то окажется, что эта сумма по итогам 2017 года составляет порядка 34 трлн рублей, около 75% из них лежит на банковских депозитах. При этом надо понимать, что за последние 17 лет было только 6 лет, когда доходность по депозиту превышала уровень инфляции», — отметил Николай Берзон.

По его мнению, государство проводит разумную политику в плане стимулов для инвестиций, привлекая на финансовый рынок не спекулянтов, а именно инвесторов. Однако такие действия должны быть более активными и ориентированными, в том числе, на повышение уровня финансовой грамотности населения.

Комментарии (0)

Добавить комментарий