Высшая школа экономики рекомендует правительству сменить промышленную политику на структурную.
Сознательно отказаться от формирования технологических приоритетов в развитии, дополнительно увеличить долю России в промежуточных цепочках создания стоимости в том числе за счет роста промежуточного импорта, создать конкурирующие команды во власти, отвечающие за структурную политику, стимулировать рост в ВВП доли услуг, поддерживать развитие средне- и низкотехнологичных секторов — таковы основные рекомендации доклада Высшей школы экономики, посвященного приоритетам структурной политики. Под ней ВШЭ подразумевает более широкое понимание промышленной политики, чем это принято было с середины 2000-х в правительстве РФ.
Представление и обсуждение доклада «Структурная политика в России: новые условия и возможная повестка» стали наиболее важной частью апрельской конференции ВШЭ. Доклад создавался под руководством научного руководителя ВШЭ Евгения Ясина экспертами ключевых профильных научно-исследовательских подразделений ВШЭ. Часть тезисов доклада ранее обсуждалась в работах Натальи Акиндиновой (см. “Ъ” от 26 февраля), Евгения Миронова, Андрея Яковлева, Дана Медовникова. Доклад является самой крупной работой по этой тематике за последние годы и в отдельных направлениях полемизирует с близкими по тематике докладами Центра стратегических разработок, а также с правительственными документами на эту тему, обсуждаемые темы проработаны существенно тщательнее стандартных разработок.
Видео: Круглый стол "Структурная политика в России: новые условия и возможная повестка"
Главная идея доклада — переформулирование идеи «промышленной политики», в России понимаемой более узко, чем industrial policy, в идею «структурной политики» — набор системных мер (в том числе в той или иной мере интервенционных), которые способствовали бы управляемой структурной перестройке экономики РФ — с большим, чем она предполагает сейчас, потенциалом роста ВВП и благосостоянием населения (последнее подчеркивается особо, сама по себе динамика ВВП как цель policy полагается недостаточной) и создающий ей большие конкурентные преимущества в мировой торговле.
В какой-то степени это та же «инновационная» и «технологическая» политика, но в более системной форме.
Приоритеты промполитики в РФ формируются не менее 15 лет, в какой-то степени доклад ВШЭ — реакция на низкую эффективность этого процесса.
Набор рекомендаций ВШЭ в докладе достаточно объемен. В числе прочего поддержана основная идея ЦСР по «бюджетному маневру» и росту расходов бюджета на образование и здравоохранение.
Из собственно приоритетов структурной политики можно выделить идею сознательного отказа от концентрации на «технологических приоритетах» (это основа Национальной технологической инициативы).
Кроме этого, ВШЭ предлагает стимулировать рост доли импорта в цепочках стоимости, дестимулирование участия бизнеса в обработке в фазах массового производства, стимулирование роста производительности труда на секторальном уровне, а не межсекторными перетоками рабочей силы. Кроме того, «многомерная» структурная политика, по мнению ВШЭ, предполагает развитие средне- и низкотехнологичных отраслей за счет новых технологий, рост сектора услуг, в том числе креативной индустрии и «экономики впечатлений», улучшение позиций хайтек-индустрии в мировых цепочках стоимости.
В госуправлении такой политикой рекомендуется создание конкурирующих команд (что формально для практики госуправления в РФ беспрецедентно), практика быстрой ликвидации неуспешных «пилотных» проектов (она создает сейчас очень высокую нагрузку на бюджет, несмотря на порой очевидную бесперспективность), уход от «торговой» структурной политики, открытие наиболее инновационным регионом способов интеграции в глобальные рынки, сочетание «ручного» и институционального подходов. Несмотря на научный характер доклада, это весьма содержательная и агрессивная атака на действующий подход к промполитике в Белом доме. В силу этого велика вероятность того, что работу ВШЭ там просто предпочтут не заметить.
Почему Центр развития ВШЭ предлагает отказаться от единой промышленной политики
Три макросектора российской экономики — сырьевой, крупный несырьевой и сектор средних и мелких предприятий — имеют жесткие границы, разные финансовые модели и разным способом реагировали на изменение внешних условий в экономике в 2014–2016 годах, предполагается в аналитической записке Центра развития ВШЭ, подготовленной для правительства в конце февраля. Промышленная политика, единая по отношению к трем макросекторам, может не достичь целей, полагают экономисты, а для сектора средних и малых предприятий быстрый выход из тени может обернуться общеэкономическими потерями.
Комментарии (0)