27 марта 2018

Вице-премьер Аркадий Дворкович считает справедливым повышение налога на доходы физических лиц (НДФЛ) с 13 до 15%. Зампред российского правительства полагает, что дополнительные 2% следует направить на финансирование здравоохранения. Минфин пока отказался комментировать непопулярное в бизнес-среде предложение. Между тем в экспертном сообществе ещё не сформировалась единая оценка фискальных инициатив властей. Как вероятное повышение налоговой нагрузки может отразиться на экономике — в материале RT.

Dvorkovich1(1).jpg

Ротации в российском правительстве начнутся лишь в мае, но обсуждения новой повестки в экономической политике страны уже стартовали.

Вице-премьер Аркадий Дворкович не исключает повышения налога на доходы физических лиц (НДФЛ) с сегодняшних 13 до 15%. Об этом зампред российского правительства рассказал 22 марта на встрече со студентами Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова.

«Если будет понимание справедливости новых подходов по сравнению с нынешним, это будет консенсус в обществе, тогда это действительно имеет смысл — ничего страшного я в этом не вижу. Мы жили с 13%-ным налогом достаточно долго, и если дополнительные 2% будут направляться, например, на здравоохранение, это точно будет в плюс», — цитирует ТАСС Дворковича.

При этом Аркадий Дворкович подчеркнул, что правительство против перехода на прогрессивную шкалу НДФЛ, то есть роста ставки налога в зависимости от уровня дохода (проще говоря, чем больше человек зарабатывает, тем выше для него сбор). Сейчас в России установлена пропорциональная система НДФЛ — единая для всех ставка налога на уровне 13%.

«На мой взгляд, эта инициатива направлена на снижение дополнительной ценовой и платёжной нагрузки, которая ложится на производителя. Она даст большую свободу в плане производства товаров и предоставления услуг, поскольку снизит издержки на производство. Это позволит сдерживать рост цен и таким образом понижать давление на инфляцию», — отметил в разговоре с RT главный экономист Института фондового рынка и управления Михаил Беляев.

Сейчас в России зафиксирована самая низкая инфляция за весь постсоветский период. По данным Росстата, в феврале этот показатель находился на уровне 2,2% в годовом выражении. По итогам 2017 года темпы роста потребительских цен обновили исторический минимум и составили 2,5%.

Руководитель направления финансы и экономика Института современного развития Никита Масленников в разговоре с RT напомнил, что повышение НДФЛ уже обсуждалось, например, предлагали повысить налог до 17,5%.

«Сейчас самый главный вопрос, который не получил однозначного ответа — мы налоговую нагрузку стабилизируем или разными путями увеличиваем? Бизнес всегда ставил справедливый вопрос, что, помимо чистых налогов, надо ещё считать в фискальном бремени страховые платежи и обязательные платежи типа «Платона», экологических сборов и т. д. Какое-то продвижение на прошлой неделе в этом направлении мы увидели: шесть обязательных платежей будут включаться в налоговый кодекс. Но пока всё это дискуссии и информация о некоторых поручениях, которые характеризуют внутреннюю работу правительства. Общий результат пока совершенно не очевиден», — подчеркнул эксперт.

Любопытно, что пока в экспертном сообществе не сформировалась единая оценка налоговой инициативы властей. «Реального повышения НДФЛ на 2% не произойдёт, поскольку предполагается одновременное введение необлагаемого минимума доходов. Таким образом, обсуждаемая идея направлена не на увеличение фискальной нагрузки, а на повышение социальной справедливости налоговой системы России. Фактически это мера поддержки малообеспеченных слоёв населения, в некотором роде субсидия — более обеспеченное население будет платить больше. В реальности, если финансовый эффект от этой инициативы будет положительным, то он будет минимальным. Фактически государство начинает выполнять перераспределительную функцию, направляя средства от более обеспеченных слоёв россиян к малообеспеченным», — пояснил RT сотрудник Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Владислав Григоров.

В Минфине пока не комментируют заявление Аркадия Дворковича. Ранее министр финансов Антон Силуанов сообщил, что реформа налоговой системы намечена на 2019 год, и она не подразумевает общего увеличения налогового бремени. В частности, министр считает неосмотрительным введение прогрессивной шкалы.

В свою очередь, Минэкономразвития предлагало свой вариант увеличения фискальных поступлений в бюджет — введения для самозанятых налоговой ставки в размере 6% от выручки.

«Если мы говорим о каком-то налогообложении этого сектора, то оно должно быть максимально простым. Есть упрощённая система налогообложения, есть уровень 6%. Вот на этот уровень нужно плюс-минус ориентироваться с точки зрения той ставки, которая могла бы быть для самозанятых», — цитирует РИА Новости Максима Орешкина.

Владислав Григоров напоминает о прошлогоднем предложении властей, которое предполагает повышение НДС с 18% до 22% и снижение страховых взносов работодателей с 30% до 22%. «Это мера, «обеляющая» экономику, призванная бороться с серыми зарплатами. Ставки по НДС и взносам пытаются подобрать так, чтобы на честных работодателей легла нейтральная налоговая нагрузка. Однако для тех компаний, которые платят сотрудникам серую зарплату, фискальная нагрузка увеличится. Объём выплат по НДС возрастёт, однако послабление по размеру выплат в Фонд социального страхования такие фирмы не почувствуют. При этом позитивный эффект для пополнения бюджета гарантирован, так как НДС в настоящий момент собирается лучше, чем платежи в социальные фонды», — добавил эксперт.

Впрочем, Владислав Григоров считает, что у этой инициативы есть и слабая сторона. В частности, НДС не облагаются экспортные поставки. При этом крупнейшие российские налогоплательщики — нефтегазодобывающие компании — ориентированы на экспорт.

«Средства, которые эти компании недоплатят в страховые фонды, могут стать дополнительной нагрузкой на федеральный бюджет. В частности, сейчас Пенсионному фонду не хватает денег, собираемых на выплату пенсий. Фонд получает дотацию из федерального бюджета, размер которой составляет порядка 1 трлн рублей. Если поступления сократятся, то государству придётся значительно увеличить дотацию ПФР, и этот рост не будет полностью компенсирован ростом НДС. Это ключевая проблема инициативы, и в настоящий момент чиновники ещё не придумали, как её решить», — резюмировал экономист.

RT

Читайте также:

В Госдуму внесли законопроект о прогрессивной шкале НДФЛ

Комментарии (0)

Добавить комментарий